Элейн Эйрон -«Высокочувствительный ребенок».

Элейн Эйрон -«Высокочувствительный ребенок».

Содержание
  1. Что такое высокая чувствительность?
  2. Высокочувствительные дети: признаки
  3. Как помочь высокочувствительному ребенку?
  4. Чувствительный человек: адаптация
  5. Повышенная чувствительность ребенка: что делать родителям?
  6. Что читать: книги о высокочувствительных детях
  7. О книге "Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире"
  8. Немного об авторе
  9. Введение
  10. Почему появилась эта книга?
  11. Как работать с этой книгой?

Что такое высокая чувствительность?

Высокочувствительный ребенок — это не диагноз и не изъян, а врожденное свойство темперамента. Это способность нервной системы человека воспринимать различные стимулы, поступающие извне, и реагировать на них.

Американский клинический психолог Элейн Эйрон уже более четверти века изучает феномен высокочувствительных людей. Автор теории «сверхчувствительной натуры» пришла к выводу, что такие дети способны замечать малейшие изменение в человеке (прическа, макияж, перемена поведения и пр.), вкусах и температуре воздуха.

Когда дети маленькие, они не любят громких звуков, яркого света. В старшем возрасте проявляют эмоциональную чувствительность, проще говоря, начинают плакать, если их расстроить или обидеть, или же могут быть настолько счастливы, что практически «не в силах вынести этого».

Около 20% детей рождаются с предрасположенностью быть высокочувствительными.

Может показаться, что высокочувствительные дети — интроверты. Однако психолог Элейн Эйрон пришла к выводам, что интровертность — это не высокая чувствительность.

Только 70% из наблюдаемых действительно были интровертами, что легко объясняется их потребностью в снижении уровня раздражения.

Но все же остается еще 30% экстравертов. Чаще всего это дети из семей, где культивируются общение, социализация, поэтому многое зависит от атмосферы в семье.

Элейн Эйрон -"Высокочувствительный ребенок".

Высокочувствительные дети: признаки

Признаки высокой чувствительности у ребенка:

  • частые перемены настроения,
  • тактильная сверхчувствительность (объятия, поглаживания, дотрагивания),
  • их собственные чувства и эмоциональные реакции очень яркие,
  • быстрая утомляемость,
  • склонность к страхам и навязчивостям,
  • мнительность и застенчивость,
  • выбросы из сна, тяжело засыпать без родителей,
  • плаксивость, особенно в незнакомой обстановке (садик, школа, чужие люди).

Вероятно, высокочувствительные дети очень впечатлительны и им, больше чем другим детям, важна надежно сформированная привязанность к родителям.

Но несмотря на все эти особенности, высокочувствительность — не синдром и не состояние, это не проходит и не нуждается в коррекции или лечении.

Это уникальные дети, которые глубоко чувствуют мир. Они поражают своих родителей многочисленными талантами: у них отлично развито воображение, творческие, художественные, музыкальные, или актерские способности.

Скорее всего, такие дети очень ласковые, добрые, отзывчивые, дружелюбны по отношению к другим детям и животным.

Для них могут идеально подойти такие профессии, как: ветеринар, врач, психолог, учитель, работник социальной службы. Там, где они смогут реализовать свой потенциал, помогать и быть полезными.

Как помочь высокочувствительному ребенку?

Прежде всего понять, что ваш ребенок не больной и лечить его не нужно, у него просто особое восприятие мира. Попытайтесь помочь ему не бояться своих эмоций и принять этот мир с любовь и благодарностью, как безопасное место.

Вот некоторые рекомендации в отношении высокочувствительных детей (ВЧД):

  1. У высокочувствительного ребёнка должна быть возможность отдыхать в тишине, без лишних раздражителей в виде гаджетов, телевизора, людей. Это нормально, так успокаивается его психика.
  2. Предсказуемые эмоциональные реакции родителей. Чем спокойнее будет атмосфера дома, тем легче будет малышу.
  3. Важно помогать таким детям справляться с их чувствами, не подавлять их. Спрашивать, что чувствует ваш ребенок и почему, быть эмоционально близкими друг с другом, сопереживать и поддерживать.
  4. ВЧД быстрее устают, интервалы между сном и бодрствованием должны быть короче.
  5. Таким детя нужен четкий план, они как бы знают, что будет дальше и меньше тревожатся. Нарушение режима, новая обстановка приводят к излишнему эмоциональному возбуждению.
  6. Спорт, различные танцевальные кружки, плаванье — прекрасно помогают снизить агрессию и повысить настроение.
  7. Старайтесь не прививать малышу ваши страхи. В раннем детстве он не знает, что везде опасно, люди злые, а мир жесток. Чувствительные дети очень хорошо запоминают такие фразы и наставления, что быстро закрепляется и переходит в  ложные убеждения. Дайте ребенку возможность «научиться ходить» и не бояться падать.
  8. Социализируйте своего ребенка. Если он не может адаптироваться в школе, помогайте это делать альтернативными способами: общение с детьми во дворе, поездки в лагерь, спортивные секции.

Чувствительный человек: адаптация

Чувствительный человек: адаптация
Понятно, что такие «выступления» детей часто выводят родителей из себя. Все эти требования, которые чувствительный ребенок предъявляет миру, кажутся порой не только невыполнимыми, но порой даже воспринимаются как открытое издевательство.

Что следует за этим всем? Чаще всего – наказание, обесценивание чувств, ругань, крики и разное иное выражение недовольства родителей. Такое происходит и с обычными детьми, но чувствительный человек все воспринимает острее, и если кто-то, став взрослым, может заявлять «меня пороли – я человеком вырос», то для человека с повышенной чувствительностью даже разговор о возможном насилии (угроза порки) может стать настоящей травмой.

В итоге получается, что чувствительные дети живут постоянно в мире боли: им некуда порой разместить свои повышенные требования к комфорту, их восприятие мира не находит поддержки, порой никто и никак не помогает им облегчить свои страдания.

Все, что они слышат – «не обращай внимания, подумаешь…», «да что ты капризничаешь», «будь проще» и сакраментальное «все дети – как дети, а ты…»

Из терапевтической беседы:

«Я всегда пытался быть как все – прикладывал массу усилий, но, судя по реакции окружающих, у меня так ничего и не получилось. Кроме стыда за то, что я не в состоянии изменить себя, и постоянно всем доставляю неудобства».

Понятно, что испытывая повышенную нагрузку и более интенсивную боль, находятся и разные средства защиты. От попытки заморозить свои чувства и уйти в полную рассудочность до  деструктивных зависимостей, от выбора одиночества как формы более безопасной жизни до попадания в любовную зависимость на почве убежденности, что этот человек – единственный, кто способен хоть как-то терпеть такую «неудобную личность» высокочувствительного индивида.

Понятно, что все эти вещи могут случиться и по иным причинам, с повышенной чувствительностью не связанным. Но, скажем так, риск подобного развития ситуации в жизни ВЧЛ повышен. Впрочем, это компенсируется некоторыми преимуществами, о которых мы поговорим в третьей части.

Чувствительный ребенок выносит во взрослую жизнь, прежде всего, ощущение, что он – не такой, как все. В принципе, каждый человек – индивидуальность, но в данном случае имеет место быть объективное отличие: чувствительный человек и правда многое воспринимает из того, что не в состоянии распознать большинство.

А так как родители постоянно ругали, обесценивали, игнорировали и т.д. пожелания чувствительного ребенка, то вывод ребенок делает простой: его чувства – не угодны, не нужны, он с ними не будет принят в мире, и естественным образом возникает необходимость эти чувства куда-то спрятать.

Дальше начинается борьба с переменным успехом: принять себя – для такого человека значит обречь себя на унижение и обесценивание. Не принимать себя и стараться быть как все – означает постоянное нахождение в дискомфортных условиях и боль.

Постоянные чувства такого человека – вина, стыд, ощущение собственной неполноценности, страх отвержения со стороны других, страх вообще не состояться в этом мире, так как играть по общим правилам чувствительный человек не в состоянии, а требовать уважения к своим особенностям у него не хватает духа, ведь его крепко приучили к тому, что его пожелания к миру – нереальны, более того – ничего, кроме раздражения и злости у других не вызывают.

Нередко чувствительные люди воюют с собственным телом: именно оно нередко «назначается» виноватым во всех бедах (это же ведь «оно» не хочет ощущать и чувствовать, как все, это у него – повышенные требования), но эта борьба приводит только к развитию нового витка болезней и прогрессированию психологических проблем.

О том, что с этим делать во взрослом возрасте, мы поговорим в третьей части статьи. А сейчас хочется сказать несколько слов о том, что же делать родителям, если вы обнаружили, что ваш ребенок – именно такой.

Повышенная чувствительность ребенка: что делать родителям?

Соглашусь с тем, что невозможно обеспечить ребенку идеальные для его требований условия. И действительно, вся наша жизнь состоит из балансирования между нашими потребностями и теми ограничениями, которые предъявляет действительность.

Но принципиальный вопрос для родителей вот в чем: признавать ли чувства ребенка адекватными, позволять ли ему их высказывать, относиться ли к ним с вниманием (что не означает тут же бежать и выполнять требуемое) или же сразу обесценивать, ругать уже за сам факт обнаружения этих чувств.

Родители, которые не могут дать вообще никакого места чувствам ребенка, как правило, сами имеют проблемы контакта с собственными чувствами. Они привыкли подавлять свои и раздражаться на них, и как следствие – чувствуют себя тем более обескураженными перед тонкими и более интенсивными чувствами сензитивного ребенка.

Крики, агрессия, насилие – все это сигналы о том, что родитель не умеет справляться со своими чувствами и не может научить этому ребенка. Так что, в идеале, хорошо бы разобраться со своими реакциями, прежде всего.

А касательно того, как проживать эти ситуации с ребенком – то для начала дать ему понять, что он имеет право на свои чувства, и что его повышенная чувствительность – это лишь вариант развития. Важно помочь ребенку не отвергать свои чувства, но с другой стороны, постараться объяснить, что мгновенное удовлетворение всех его потребностей бывает невозможно.

В ситуации, когда, например, ребенок не хочет есть (а другого нет) – можно позволить ему сделать осознанный выбор: готов ли он терпеть голод, пока не попадет домой? Это для него лучше, чем запихивать в себя отвратительную пищу? И если таков его выбор – то почему бы не дать ему этот выбор? Ведь возможно, вы кормите его только ради собственного успокоения.

Или, например, если ребенок жалуется на шум, помогите ему найти для себя приемлемый вариант адаптации – музыка в наушниках, специальные наушники с шумоизоляцией, а если есть возможность выбирать жилье, то можно учесть этот фактор при его выборе.

В ситуации, когда сделать вообще ничего невозможно (поездка в общественном транспорте, от которой нельзя отказаться, например), то хотя бы посочувствовать ребенку и дать ему понять, что вы постараетесь избегать впредь подобных ситуаций, а сейчас готовы сделать все, чтобы он как-то пережил эту ситуацию легче (поиграть по дороге в какую-то словесную игру, почитать книжку, посмотреть мультик на устройстве и т.д.)

Важно, чтобы ребенок понимал – его чувства принимаются. Да, родитель не может прямо сейчас изменить ситуацию, но поддерживает ребенка с его ощущениями. Ребенку важно чувствовать, что ему верят.

Вообще, в ситуации, когда вы обнаружили, что у вашего ребенка – повышенная чувствительность, скорее всего, вам придется в чем-то настроиться на индивидуальный формат развития ребенка. Ведь многое в общественной жизни не рассчитано на тонкую и сложную индивидуальность ВЧЛ, и потому некоторые условия могут быть просто неприемлемы для чувствительных детей.

А в третьей части мы поговорим о том, как быть взрослому, чьи тонкие чувства в детстве уже не были приняты окружающими, и кто до сих пор страдает от своей повышенной чувствительности, не зная, как найти ей место в этом мире: « Чувствительность человека: принять нельзя бороться ».

Что читать: книги о высокочувствительных детях

Есть несколько книг, которые можно порекомендовать почитать о высокочувствительных детях. Это и детские книги, чтобы помочь детям понять, что с ними происходит. И книги для взрослых, которые дают не только теоретическую, но и практическую информацию о ВЧР.

Детская книга «Про це говорять лише з кроликами»

Чтобы объяснить высокочувствительному ребенку то, как он устроен, и почему он чувствует все несколько иначе, чем другие дети, дайте ему почитать книгу «Про це говорять лише з кроликами» Анны Хёглунд. Это история об очень чувствительном кролике, которому одиноко из-за того, что никто не понимает: как одновременно он может страдать от шума и избытка впечатлений, и в то же время мечтать быть душой компании. Мама говорит ему «не будь таким чувствительным», но это не помогает, а, наоборот, усугубляет пропасть непонимания.

.

детские книги о высокочувствительных детях для детей

Элейн Эйрон -"Высокочувствительный ребенок".

Книга для взрослых «Высокочувствительный ребенок» Элейн Эйрон

Также, вы можете прочесть книгу клинического психолога Элейн Эйрон «Высокочувствительный ребенок», где есть рекомендации, как снизить раздраженность ребенка и обеспечить ему комфортный сон.

.

литература что читать книги о высокочувствительных детях вчр
Элейн Эйрон -"Высокочувствительный ребенок".
Советы в картинках «Давай договоримся», Анн-Клер Кляйндист

В книге просто и наглядно разобраны частые конфликтные ситуации, которые возникают между гиперчувствительными детьми и их родителями, чувства детей, которые могут стоять за тем или иным поведение, а также конкретные предложения для родителей, что стоит говорить ребёнку и что стоит делать.

гиперчувствительные дети, чувствительный ребенок книга

Теперь вы знаете, кто такие высокочувствительные дети и чем им помочь, а также что можно почитать по этой теме.

О книге «Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире»

Около двадцати процентов детей обладают очень восприимчивой нервной системой. Большое количество раздражителей, внезапные перемены, душевные страдания других людей – все это является для них серьезной нагрузкой. У этих детей разные темпераменты, но все они чрезвычайно чувствительны к эмоциональной и физической среде.

Высокая чувствительность недопонята нашей культурой настолько, что многие психологи и родители склонны видеть только одну из граней характера высокочувствительных детей, например застенчивость, робость или гиперчувствительность. Но если бы мы были более внимательны и прозорливы, то увидели бы полную картину – творческие способности, интуицию, поразительную мудрость, эмпатию таких детей. И для того чтобы эти качества смогли расцвести во всей красе, нам абсолютно необходимо растить детей с пониманием их особенностей.

Книга предназначена для родителей, педагогов, психологов, медицинских работников.

Произведение относится к жанру Зарубежная прикладная и научно-популярная литература. На нашем сайте можно скачать книгу «Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Немного об авторе

 

deboramaknamara 263x300 - Гиперчувствительные дети: распознать, понять, помочь

Доктор Дебора Макнамара трудится на кафедре Института Ньюфелда.

Она – автор популярной книги «Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а дети растят взрослых».

Также она является директором Центра консультирования по вопросам семьи и детей.

Введение

Если Вы читаете эти строки, значит, что-то заставило вас предположить, что ваш ребенок – высокочувствительный. Чтобы получше разобраться в том, что это такое, заполните анкету на странице 14–15. Если многое из перечисленного относится к вашему ребенку, продолжайте читать и… здравствуйте.

Почти все в курсе, что с момента рождения дети проявляют свои индивидуальные особенности. «Она всегда знала, чего хочет, еще в младенчестве, и она добивалась этого во что бы то ни стало». «Он всегда был в хорошем настроении. Корми его или нет, меняй ему памперс или не меняй – все это было неважно». Как и любой другой ребенок, ваш обладает уникальной комбинацией врожденных индивидуальных черт, хотя каждая отдельная черта скорее всего не уникальна, а типична для группы детей, и потому ее можно легко выделить и описать: «упорный», «добродушный» и т. д.

Одна из таких распространенных врожденных черт – это высокая чувствительность, которой обладают около 15–20 % детей (это в равной мере относится и к мальчикам, и к девочкам). Некоторые младенцы не придают значения тому, чем вы их кормите и какая температура в комнате, их не волнует, что музыка играет слишком громко или свет слишком яркий. А высокочувствительные дети, кажется, замечают малейшую новизну вкуса, любое изменение температуры, они вздрагивают от громких звуков и плачут, если яркий свет попадает в глаза. Становясь старше, они часто проявляют также эмоциональную чувствительность. Они быстро начинают плакать, если их чувства задеты, они больше тревожатся, и они могут быть настолько счастливы, что просто «не в силах вынести этого». Они обычно размышляют, прежде чем что-то сделать, поэтому их часто считают застенчивыми или пугливыми, хотя они просто наблюдают. Когда такие дети подрастают, они часто выделяются своей добротой и сознательностью, их расстраивают несправедливость, жестокость или безответственность.

И хотя кажется, что о высокочувствительных детях (ВЧД) можно много рассказать, ни одно описание не будет универсальным, потому что, я повторюсь, каждый высокочувствительный ребенок уникален благодаря сочетанию неповторимой комбинации врожденных черт и разного семейного и школьного опыта. Ваш высокочувствительный ребенок (далее – ВЧР) может быть общительным или предпочитает играть в одиночку, он может быть настойчивым или легко отвлекающимся, начальственным и требовательным или настолько уступчивым, что он уже «почти слишком хороший». Но при этом есть у чувствительности общая «нить», которую вы можете распознать.

Почему появилась эта книга?

Теперь пришло время рассказать вам немного о моих исследованиях высокой чувствительности у взрослых и о том, почему я расширила свою работу до исследования детей и вопросов воспитания. Я психолог-исследователь и лицензированный клинический психолог, кроме того, я высокочувствительный человек и родитель такого ребенка. Как я расскажу в первой главе книги, я начала заниматься исследованием высокой чувствительности как особенности человека около двадцати лет назад и с тех пор опросила или проконсультировала сотни, может быть, даже тысячи чувствительных взрослых, родителей и детей. Я собрала данные опросов тысяч других людей. Это исследование было опубликовано в ведущих журналах моей научной области. Выводы, которые будут изложены в этой книге, основаны на веских доказательствах. Фактически, эта тема исследовалась на протяжении пятидесяти лет применительно к младенцам и детям, но описывалась в других терминах, например как низкий порог чувствительности, врожденная застенчивость, интроверсия, боязливость, замкнутость, самоотрицание, робость. Поэтому можно сказать, что поводом для написания этой книги стала необходимость «переименования», особенно в тех случаях, когда старые термины применяются к детям. И это переименование дает нам не только более точное описание явления, но и возможность по-новому взглянуть на наших чувствительных детей.

Например, когда ребенок не рвется вперед, а просто смотрит, мы вероятнее всего назовем его скромным или боязливым, не задумываясь о том, что это может быть проявлением внутренней потребности чувствительного человека остановиться и понаблюдать, прежде чем действовать. Или мы слышим, что этот ребенок «слишком остро на все реагирует» либо «не может отсеивать ненужную информацию», если он замечает каждое настроение или деталь. Но что плохого в том, что нервная система умеет чрезвычайно точно считывать тончайшие нюансы конкретной ситуации? (Кроме того, кто может сказать, что именно является ненужным? Информация о том, где находится запасной выход, большинству людей покажется излишней, но лишь до тех пор, пока не начался пожар).

Возможно, я поняла, что надо дать этим признакам другое название, отчасти потому, что, будучи сама высокочувствительным человеком, чуть лучше других представляла, что происходит в душе чувствительного человека. Действительно, мы, вероятно, смутимся или занервничаем, оказавшись в неблагоприятных условиях. Но сейчас я убеждена, что это чувствительность, а не застенчивость или тревожность. Высокочувствительных людей просто слишком много – повторюсь, около 20 % популяции, – для того, чтобы это свойство было часто встречающимся недостатком. Эволюция бы такого не допустила. Если мы определим это свойство как чувствительность, нам откроются его сильные стороны, мы увидим, что среди успешных людей много чувствительных, научимся говорить об этом свойстве корректно, а главное – будем лучше растить чувствительных детей.

Удачность термина «высокая чувствительность», вероятно, наилучшим образом подтверждается откликами, которые приходили от сотен тысяч людей, прочитавших мои книги «Высокочувствительный человек» или «Любовь высокочувствительного человека» и говоривших мне: «Это я, это в точности про меня, я и не подозревал, что кто-то еще испытывает эти чувства… эту жажду покоя и тишины, почти постоянное считывание состояния других и стремление делать все правильно». (Этот отклик не был случайным. Моя первая книга, «Высокочувствительный человек», стала бестселлером и уже переведена на датский, японский, китайский, греческий и польский языки.) Многие говорили мне о том, что хотели бы, чтобы их родители знали об этом свойстве, когда растили их, или что они нуждаются в совете о том, как растить их собственного чувствительного ребенка.

Мне показалось важным написать «Высокочувствительного ребенка» еще и потому, что советы, которые даются во многих хороших, «универсальных» книгах о воспитании, не касаются вопросов, важных для ВЧД, таких, например, как поддержание оптимального уровня раздражения [нервной системы. – Прим. ред.]. Игнорирование этого вопроса, связанного с уровнем возбуждения, может привести к серьезным проблемам, поскольку дисциплинарные методы, предлагаемые этими книгами, могут так взволновать высокочувствительных детей, что они будут слишком расстроены, чтобы вынести из этой ситуации какие-то моральные уроки. Другой книги для родителей, посвященной высокочувствительным детям, не существует.

Но в первую очередь эта книга была написана, потому что я знаю, как непросто бывает растить высокочувствительных детей. Так не должно быть. Некоторые из вас, возможно, уже решили, что с вашим ребенком что-то не так или вы «неправильный» родитель. Эта книга поможет смягчить ваши переживания. На самом деле поможет. Вы успокоитесь, и ваш ребенок тоже.

Как работать с этой книгой?

Я настаиваю на том, чтобы вы прочли книгу целиком. Первая половина посвящена чувствительности, влиянию вашего темперамента на стиль родительства и основным сложностям, с которыми вы сталкиваетесь, когда имеете дело с высокочувствительными детьми независимо от их возраста. Во второй половине книги мы займемся отдельными возрастными группами начиная с младенчества и заканчивая молодыми взрослыми, которые покидают родительский дом. Вам следует прочесть обо всех возрастных группах, потому что 1) в каждой главе есть интересные идеи, которые можно применить и к детям других возрастов; 2) в состоянии стресса высокочувствительные дети могут возвращаться к поведенческим схемам и проблемам более раннего возраста, а в состоянии эмоционального комфорта высокочувствительные дети могут вести себя как дети старше своих лет, поэтому советы, которые относятся к возрасту, отличному от возраста вашего ребенка, вполне могут пригодиться вам прямо сейчас; 3) понимание того, что происходило в те годы, когда вы еще не были знакомы с этой книгой, и что вас ждет впереди, может очень помочь вам в общении с ребенком сегодня.

В конце некоторых глав есть приложение «Применяем знания на практике», которое, разумеется, необязательно, но может оказаться полезным и интересным. Все описанные случаи – реальные истории родителей и детей; их имена изменены.

Более всего я надеюсь, что книга доставит вам удовольствие. Иметь высокочувствительного ребенка – это огромное благословение. Да, у вас есть некоторые сложности из-за того, что ваш ребенок «другой», но девизом этой книги стали слова, которые были моим личным девизом еще до того, как я поняла, что мой сын – высокочувствительный ребенок: «Чтобы получить необычайного ребенка, вы должны захотеть иметь необычайного ребенка». Вы его получили. И эта книга научит вас растить его не только необычайным, но еще и здоровым, любящим, уравновешенным и счастливым.

Источники

  • https://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/article-50216-vyisokochuvstvitelnyie-deti-chto-delat-i-kak-pomoch/
  • https://ZerkaloDushi.org/chuvstvitelnyj-rebenok/
  • https://avidreaders.ru/book/vysokochuvstvitelnyy-rebenok-kak-pomoch-nashim-detyam.html
  • https://azbyka.ru/deti/giperchuvstvitelnye-deti-raspoznat-ponjat-pomoch
  • https://fictionbook.ru/author/yeleyin_yeyiron/vyisokochuvstvitelnyiyi_rebenok_kak_pomo/read_online.html

[свернуть]
Рейтинг статьи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector