Почему дети часто просыпаются?
Итак, на чем же основан метод Фербера/Эстивиля? Прежде всего важно уяснить, почему ребенок «не хочет» засыпать самостоятельно, а уснув, часто пробуждается. Все мы — и взрослые, и дети — просыпаемся ночью на несколько секунд. Закрываем глаза и спим дальше, но утром не помним об этом. У детей число таких пробуждений может достигать 5–8 раз за ночь. Почему же малыш, проснувшись, начинает плакать?
Для детей важную роль играют внешние элементы засыпания. Но ошибка родителей в том, что мы используем атрибуты, требующие нашего участия, — кормление, укачивание, пение колыбельных, укладывание в родительской кровати и т. п. Допустим, заснул малыш на груди. Когда он естественным образом просыпается через пару часов, то не может сам заснуть, так как привык делать это только у маминой груди. Ребенок требует повторения знакомого ему ритуала, поскольку пока еще «не знает», что может засыпать сам.
Эстивиль описывает эту ситуацию так: представьте, что вы заснули у себя в кровати, а проснулись на диване в гостиной или в ванной на кафельном полу (например, как в моем случае, ребенок засыпал на руках в зале, а потом его переносили в кроватку в спальню). Конечно, вы удивитесь, проснетесь и встанете, чтобы понять, что случилось, почему вы здесь? То же самое происходит и с малышом. Итак, задача родителей — научить ребенка засыпать самостоятельно, выработать новую привычку и заменить старые атрибуты новыми, не требующими участия мамы и папы.
Описание книги «Сон ребенка. Решение всех проблем»
Ричард Фербер – всемирно известный специалист по вопросам сна у детей разного возраста – от новорожденных до подростков. Его новая книга вобрала в себя опыт, накопленный за 20 лет практики и научных исследований. В ней описан широкий спектр всевозможных нарушений сна – от самых простых, когда ребенок не желает засыпать без долгого укачивания, до серьезных, вызываемых такими заболеваниями, как энурез и нарколепсия. Для каждого из них предлагаются решения, из которых родители могут выбрать наиболее подходящее с учетом характера и потребностей ребенка, а также своих привычек и представлений о воспитании.
Живете ли вы в большом доме или в маленькой квартире, практикуете ли совместный или раздельный сон с малышом, растите ли одного ребенка или нескольких – среди множества вариантов, предлагаемых доктором Фербером, вы найдете самый лучший и удобный именно для вас.
Моим сыновьям Матиасу и Тадеусу. Детьми они научили меня быть родителем. Став взрослыми, научили помнить, что значит быть ребенком.
Первое издание этой книги вышло в свет в 1985 г., когда лечение нарушений сна у детей было новой областью медицины. За прошедшие годы изложенная мною тогда основная информация о природе сна и о проблемах со сном у детей нисколько не устарела, а методы решения этих проблем лишь подтвердили свою доступность и практичность. Их ценность подтверждается постоянно не только сотрудниками нашего бостонского Центра изучения нарушений сна, но и множеством других врачей – специалистов в самых разных областях – по всему миру. Я получил много отзывов родителей, которые внимательно прочитали первое издание и применили описанные в нем приемы. Они выражали благодарность за помощь в решении проблем со сном, тянувшихся долгие месяцы и даже годы.
Что же заставило меня через 20 лет пересмотреть и значительно расширить текст? На то есть три причины.
Во-первых, я стремился опровергнуть широко распространенное ошибочное понимание моих методов. Я всегда видел свою задачу в том, чтобы объяснить родителям, что такое сон и какие его нарушения могут возникать в детстве, помочь им найти причины проблем со сном у их детей и подобрать или составить подходящую программу коррекции, отвечающую их взглядам на воспитание ребенка. Я убежден: чем лучше вы понимаете проблемы своего ребенка со сном, тем милосерднее и эффективнее будете их решать. Например, ребенок каждую ночь плачет. Если вы не представляете, в чем причина, и не подберете верного решения, то не добьетесь удовлетворительного результата.
В первом издании я постарался доходчиво объяснить свою задачу, но убедился, что не всегда был понят верно. Многим показалось, что я предлагаю решать все проблемы единственным методом, независимо от характера нарушений сна, их причины, стиля воспитания и пожеланий родителей. Хуже того, сам метод, на который при этом ссылались (один из многих рекомендованных в книге), неверно понимался как вариант пресловутого «пусть поплачет, и все пройдет», против которого я боролся. Бросить ребенка плакать в кроватке, пока не уснет, сколько бы времени это ни заняло? Нет, это не мой метод! Наоборот, многие мои рекомендации направлены на то, чтобы избежать ненужного плача. Большая часть проблем, описанных в книге, может быть решена вообще без слез или, если ребенок уже плачет по ночам, путем быстрого избавления от слез. Даже в том единственном случае, когда, возможно, придется немного поплакать, – при необходимости избавиться от дурных привычек, – огорчения ребенка можно свести к минимуму.
В этом издании я постарался разъяснить, что нарушений сна множество, что внешне схожие проблемы могут вызываться разными причинами, а каждая в отдельности – комплексом причин. Чтобы правильно подобрать лечение, нужно учесть все факторы. Решение, идеальное для одной проблемы, может быть бессильно в случае другой, а если причина комплексная, разбираться придется со всеми ее составляющими (частичное решение – это вообще не решение). Иногда имеется несколько решений, из которых стоило бы выбрать наиболее подходящие данному ребенку с его индивидуальностью и нуждами, а также родителям – с учетом их устремлений. Я постарался предложить как можно больше вариантов, чтобы вы могли найти самый лучший и удобный именно для вас, живете ли вы в большом доме или в маленькой квартире, практикуете ли совместный или раздельный сон, воспитываете ли одного ребенка или нескольких. Кроме того, эти варианты учитывают и особенности вашего малыша – возбудимый он или спокойный, послушный или не очень, напористый или стеснительный.
Вторая причина, побудившая меня подготовить новое издание, – это стремление полнее раскрыть темы, прежде освещенные недостаточно. Вопросы родителей подсказали мне, какие разделы нужно расширить: совместный сон, дневной сон, проблемы сна у близнецов, смена часовых поясов. (В первом издании я пренебрег темой совместного сна, ограничившись поверхностным упоминанием распространенных в то время точек зрения на этот вопрос. А зря, судя по тому, как он важен для многих родителей.) Теперь эти темы получили внимание, которого заслуживают.
Наконец, третье: я добавил новые данные, накопившиеся за 20 лет практики, изучения вопроса и научных открытий. Теперь мы лучше, чем в 1985 г., представляем себе потребности детей в сне, знаем, как работают биологические часы и как они влияют на сон и бодрствование, лучше разбираемся в ночных страхах и сопутствующих проблемах, а также таких заболеваниях, как энурез, ночное апноэ и нарколепсия. Благодаря работе с тысячами семей я имею возможность предложить ряд новых методов решения различных широко распространенных нарушений сна.
Как пользоваться этой книгой?
Нарушения сна достаточно сложны, и чтобы понимать и лечить их, нужно иметь хотя бы общее представление о том, как устроен сон. Я советую вам преодолеть соблазн сразу найти в оглавлении интересующую вас проблему – какой бы она ни была – и для начала прочесть четыре вводные главы, посвященные сну и его ритмам. Это три главы первой части и глава 9 «Распорядок дня и биоритмы» из третьей части. Из них вы получите базовые знания, необходимые для понимания остальных глав.
Вам будет проще понять любую проблему, если вы также прочитаете остальные главы. Хотя бы просмотрите их по диагонали, переходя к углубленному изучению, когда встретится актуальный для вас материал. У многих детей наблюдается сразу несколько нарушений, и многие проблемы взаимосвязаны. Например, самая распространенная причина бессонницы у маленьких детей – нежелательные ассоциации с засыпанием – целиком рассматривается в одной главе. Однако неизвестно, сумеете ли вы решить эту проблему, если не примете во внимание материал из глав, посвященных границам дозволенного, страхам, распорядку дня или частичному бодрствованию. Если у ребенка есть ночные страхи, важно сначала понять, как влияют на симптоматику его привычки и режим. Не всегда можно справиться и с отсутствием границ дозволенного, не учитывая тревожность ребенка или несвоевременное укладывание.
Перейду к конкретным рекомендациям.
Если ваш ребенок плохо спит (в том числе страдает лунатизмом, ночными страхами или бьется головой):
- не приступайте к диагностике и поиску лечения, не прочитав помимо вводных глав части II, III и IV или как минимум главы 4 и 5 (об ассоциациях с засыпанием и границах дозволенного), главы 10 и 11 (об ошибках в распорядке дня) и главы 13 и 14 (о частичном бодрствовании и кошмарах);
- при сохранении ночных кормлений читайте также главу 6;
- если ребенку ночью страшно, читайте также главу 7;
- если у ребенка колики или другое заболевание, читайте главу 8;
- если ребенок пока еще спит днем или уже не спит, но должен бы, читайте главу 12;
- если ребенок ночью раскачивается или бьется головой, читайте главу 16;
- при храпе у ребенка читайте главу 17.
Если ребенок отличается сонливостью в дневное время:
- поскольку сонливость чаще всего вызывается недосыпом или неправильным распорядком дня, начните с чтения тех же глав, что рекомендованы выше для лечения не желающего спать ребенка;
- кроме того, прочтите часть V.
Если ребенок мочится в постель:
- уделите особое внимание главе 15.
Почему необходимо прибегнуть к методу Фербера?
Большинство детей настолько привыкают к постоянному присутствию мамы, что не соглашаются засыпать самостоятельно. Однако самой маме такое положение дел нравится с каждым днем все меньше. Когда приходит время сна, то на укладывание ребенка спать тратится неопределенное количество времени.
Капризы ребенка, связанные с нежеланием спать, вводят маму в замешательство. Она всеми способами пытается уложить упрямого кроху спать, укачивая его и нося на руках. В конце концов, теряется много времени и сил. А еще и мужу нужно уделить внимание…
Очень часто проблемы с детским сном доставляют родителям множество неудобств, как моральных, так и физических. Чтобы облегчить жизнь таким семьям, и был создан метод Фербера.
Метод Фербера от А до Я
Для успешного достижения цели в применении метода Фербера/Эстивиля важно соблюдение следующих условий:
- Ваш ребенок здоров и достиг возраста шести месяцев.
- В течение ближайших недель вы не собираетесь в поездку, не планируете визит к бабушке с ночевкой и другие серьезные изменения детского режима. Пока малыш не выработает новую привычку, он должен спать дома в своей кроватке.
- К началу применения метода у ребенка уже должен установиться определенный режим и время отхода ко сну. Когда вы укладываете малыша, он непременно должен быть уставшим, настроенным на сон.
- Очень важным является согласие обоих родителей, их уверенность и готовность идти до конца. Например, у моих подруг мужья не выдерживали детского плача и через пару минут вынимали ребенка из кроватки. Понятно, что в такой ситуации не стоит и начинать.
Что же нужно делать, если вы все-таки решились?
- Составьте четкий план временных интервалов, через которые вы будете подходить к малышу, чтобы успокоить его. Многие авторы советуют начинать с 3 минут и не оставлять ребенка одного более 10 минут. Мой план был примерно таким:
1-й интервал | 2-й интервал | 3-й интервал | 4-й интервал | |
1-й день | 3 мин. | 4 мин. | 5 мин. | 5 мин. |
2-й день | 5 мин. | 6 мин. | 7 мин. | 7 мин. |
3-й день | 5 мин. | 7 мин. | 9 мин. | 9 мин. |
4-й и последующие дни | 7 мин. | 7 мин. | 8 мин. | 10 мин. |
На третий день мой сын успокаивался уже на втором интервале, так что до 8–10 минут у нас дело не дошло. Если указанные промежутки кажутся вам мучительно долгими, вы можете их сократить: например, начать с интервала в 1 минуту и довести до 5–7. Главное, не отклоняться от выбранного плана, поскольку, если вы будете не уверены в своих действиях, то малыш это почувствует, и успех предприятия окажется под угрозой.
- Вечером уделяйте малышу максимум внимания. Наверняка у вас уже сложился ритуал отхода ко сну (например, ужин > чтение книг > спокойные игры > купание >сон), а если нет — самое время его ввести.
- Откажитесь от всех «помощников засыпания»: пения колыбельных, укачивания (на руках, в коляске, в кроватке), езды на машине, еды и питья (сюда же относится кормление грудью для усыпления), укладывания в родительской кровати. Последнее кормление должно случиться не позднее, чем за полчаса до сна. Тем не менее, новым помощником может стать мягкая игрушка — она облегчит переход к самостоятельному засыпанию.
- Перед сном поцелуйте малыша и пожелайте ему спокойной ночи. Лучше всего выбрать фразу, которую затем вы сможете повторять каждый день (например: «Спокойной ночи, малыш, отдыхай, набирайся сил» или «Пришло время отдохнуть»). Затем – тадам! – выходите из комнаты. Будьте готовы к тому, что первые два дня вам будет ОЧЕНЬ тяжело. Потому что ребенок будет ГРОМКО возмущаться. А точнее, «вопить как резаный».
Да, это мучительно – сидеть в соседней комнате: хочется сразу бежать успокаивать котенка. Поэтому засекайте запланированный интервал на часах, ведь в таких условиях время тянется невероятно долго. Крепитесь: в это трудно поверить, но большинство детей уже через неделю засыпает самостоятельно без слез.
Чем старше ребенок, тем период привыкания дольше, но редко длится более двух недель. У нас так и произошло. Через две недели случилось настоящее чудо: я положила малыша в кроватку, и он не проронил ни звука! Стоит сказать, что вторая неделя была несравнимо легче первой: сын плакал скорее «для приличия» и засыпал уже на первом интервале.
- Через 1–3 минуты (я начинала с 3) зайдите в комнату и постарайтесь успокоить малыша. Ваше пребывание в комнате не должно превышать двух минут. Брать на руки, давать бутылочку и вынимать из кроватки нельзя, то есть вы можете только поговорить с ребенком («Пора спать, малыш, уже ночь, все детки спят») и слегка погладить его. Разговаривать нужно ласковым, но твердым голосом, так как раздражение или волнение выдадут вашу неуверенность, и это может отрицательно сказаться на успехе метода. Через две минуты выходите, даже если ребенок еще плачет.
- Далее следуйте установленному плану и подходите к малышу через запланированные промежутки времени. Повторяйте описанные выше действия, пока ребенок не уснет.
- Если малыш не плачет, а только хнычет — лучше не подходить и не будоражить его, он успокоится сам.
- Если метод кажется вам слишком суровым и вы не хотите оставлять малыша одного, вы можете разговаривать с ним через приоткрытую дверь или даже остаться в комнате. Однако важно подходить к ребенку только через установленные интервалы. В этом случае вам потребуется больше времени и выдержки. Если малыш будет продолжать плакать, стоит подумать о том, чтобы все же выйти из детской.
- Очень важно будить ребенка утром в обычное время (несмотря на то, что ему захочется поспать подольше после ночных баталий). Иначе к вечеру малыш не устанет и, конечно, не пожелает засыпать самостоятельно.
- Самое удивительное — видеть, как после применения метода Фербера ваш ребенок начинает спать всю ночь. Однако первое время все же возможны 1–2 пробуждения. Наш сын периодически просыпался в 5–6 утра. Я попробовала выходить, но поняла, что это не работает: к утру малыш уже высыпался, и ему было трудно заснуть самому. Так что я просто стала брать его к себе. Спустя короткий срок сын перестал просыпаться ночью.
Где-то через полтора месяца мы поехали к маме в Россию, и сын снова стал протестовать (недаром в ближайшие недели не рекомендуются поездки с ночевкой). Однако на этот раз мне потребовалось дня три-четыре, прежде чем он привык к новой кроватке и стал засыпать спокойно.
В чем заключается метод?
Суть метода заключается в том, чтобы отделить ребенка от родителей во время сна и дать ему возможность самостоятельно засыпать в своей кроватке. Все действия метода Фербера должны производиться поэтапно, ежедневно от начала до конца.
В первую очередь, родителями принимается твердое, непоколебимое решение – освободить себя от утомительных укладываний ребенка спать. Обсуждается и составляется план действий, которого следует придерживаться. Это делается для того, чтобы в процессе не растеряться и не совершать необдуманных поступков.
Сразу стоит заострить внимание на том, что при методе Фербера все атрибуты, которые помогали заснуть вашему крохе, теперь не понадобятся. С первого дня применения метода все бутылочки, сосочки убираются навсегда!
Итак, начинаем применять метод Фербера
Сначала родители проводят все процедуры и привычные для крохи действия на сон грядущий.
Затем укладывают его в кроватку, объясняют, что пришло время спать, целуют и выходят из комнаты, немного приглушив свет.
Начинается отсчет времени. По вашему плану, вы должны выдержать паузу в несколько минут (от 1 до 5 мин). Вы обговариваете заранее определенный промежуток времени.
Сразу после вашего ухода из комнаты ребенок обязательно возмутится и начнет требовать забрать его из кроватки. Он будет плакать все громче и громче. Но родители должны выдержать паузу, прежде чем зайдут в комнату.
По методу Фербера вы входите в детскую только для того, чтобы дать понять малышу, что вы рядом и не бросили его. По возможности успокаиваете его, не вынимая из кроватки, укладываете и выходите вновь. Далее опять выдерживаете определенную паузу, и возвращаетесь в очередной раз. Даже если малыш не успокоился, все равно стоит покинуть комнату. Как бы сильно он ни кричал, не давайте бутылочку или соску, и не берите на руки! Это обязательное условие для достижения цели.
В вашем голосе ребенок не должен чувствовать неуверенность. Будьте тверды и непоколебимы в своих действиях.
В первый день малыш заснет скорее от эмоциональной усталости. После длительного плача он все-таки поймет, что все бесполезно, и утомленный уснет сам в своей кроватке! Это будет маленькая, но победа.
В последующие дни время ожидания увеличивается на несколько минут до 10-ти, но не больше. Не стоит оставлять малыша на длительное время одного. Входить к малютке нужно только когда он действительно плачет, а не хнычет.
Если вы боитесь оставлять малыша одного, тогда находитесь с ним в одной комнате, сядьте подальше, чтобы он видел вас. Подходите только по необходимости, выдержав паузу. Этот вариант, конечно, не так эффективен, но можно попробовать.
К началу применения метода Фербера необходимо обязательно подготовиться и учесть некоторые моменты, которые могут помешать ребенку и вам достичь ожидаемого результата.
Как подготовиться
- Ребенок должен быть старше 6-ти месяцев!
- До начала применения метода Фербера у ребенка должен быть выработан режим дня. Мама должна четко знать по времени, когда малыш просыпается и когда засыпает. Укладывать ребенка необходимо только тогда, когда он действительно хочет спать, и пришло его время.
- Ребенок должен быть здоров!
- Выбираем, в какое время суток применять метод Фербера. Лучше всего начать с одного сна. Кому-то лучше с дневного, а кому-то — с вечернего. Если днем кроха не уснул в течение получаса, тогда лучше пропустить этот сон и ждать следующего.
- Не планируйте никаких поездок с ночевками в этот период.
- Малыш должен находиться в комнате один, не соседствуя с родственниками, по крайней мере, пока не привыкнет засыпать самостоятельно.
- Все члены семьи должны быть осведомлены о методе Фербера и действовать единодушно.
Проблемы, которые могут возникнуть
Если ребенок заболел, стоит прекратить действия до полного его выздоровления, а затем начать все заново.
У некоторых детей длительный плач вызывает рвоту. Главное в этом случае — не волноваться и не показывать своих переживаний. Убрать и продолжать действовать по плану, предусмотренному методом Фербера.
Как научить ребенка спать по методу Фербера: схема подходов
Если методика кажется вам вполне адекватной и приемлемой для вашего чада, вот график, который может использоваться для этих целей.
Каждую ночь
Первый шаг к тому, чтобы сын или дочь засыпали сами, — это создание среды, которая способствует расслаблению, релаксации. По мере приближения ко сну включают тусклый свет, избегают стимулирующих занятий (например, игр), не дают стимуляторов, таких как сахар, кофеин, и трудно усваиваемых и перевариваемых продуктов (это касается, конечно, деток постарше).
Первая ночь
Когда придет время спать, положите малыша (пока он еще не спит) и побудьте в течение 3 минут где-то поодаль, даже если малыш плачет. Если он все еще плачет спустя это время, войдите, чтобы быстро проверить его, но не поднимайте и не берите его на руки.
После проверки снова выйдите и побудьте вне комнаты в течение 5 минут. Если ребенок плачет и после 5 минут пребывания в одиночестве, еще раз быстро его проверьте, не поднимая с кровати, и затем задержитесь в другой комнате на 10 минут.
Продолжайте проверку через 10-минутные интервалы до тех пор, пока подопечный не заснет.
Если ребенок просыпается позже – ночью — и начинает плакать, подождите 5-10 минут, прежде чем отправляться ему «на помощь».
Вторая ночь
Повторите весь тот же цикл, что и для первой ночи, но используйте паузу:
- в 5 минут для 1 проверки;
- в 10 — для 2 проверки;
- в 12 — для последующих проверок.
Третья ночь и последующие
Предусмотрены все те же самые действия, но с еще большим увеличением интервалов:
- до 10 минут для 1 проверки,
- 15 – для второй;
- 20 — для последующих проверок.
По отзывам большинства родителей, метод засыпания по Ферберу дает хороший результат в течение от 2 до 5 дней. В целом же обучение может продолжаться до 4 недель.
Нужно иметь в виду, что первый вечер часто становится самым трудным, поскольку некоторые младенцы и дети постарше могут плакать в течение нескольких часов за ночь. Тем не менее, для родителей очень важно быть последовательными и использовать технику каждую ночь, не поддаваться на крик, плач и истерику ребенка, беря его на руки.
Если малыша вырвет раз или два, нужно навести порядок в кроватке и затем продолжить приучать спать самостоятельно. Но если рвота повторяется больше чем два раза, нужно прекратить использование ферберовского метода и проконсультироваться с педиатром, чтобы убедиться, что к нарушениям сна не приводят какие-то другие, более опасные, причины.
Плюсы методики Фербера
Оставляя в одиночестве ребенка или младенца и вынуждая его плакать, мы, безусловно, вмешиваемся в сферу некоторых самых глубоких наших инстинктов. Тем не менее, сторонники этого способа приучения детей засыпать и спать самостоятельно, обнаружили несколько преимуществ его использования.
- Дети, которые полностью прошли «курс», меньше истерят перед сном получают возможность хорошо спать по течение всей ночи.
- В результате того, что малыши спят по ночам больше и полноценно, улучшается их поведение днем, они более энергичны и полны сил.
- Родители реже просыпаются ночью, поэтому понижается их уровень стресса и настроение улучшается. Такие положительные результаты на самом деле очень важны для взрослых, поскольку лишенные нормального сна мамы и папы, дедушки и бабушки больше подвержены депрессии, чаще ссорятся и испытывают негативные чувства по отношению к своим детям.
Таким образом, за счет понижения градуса нервозности и агрессии ребенка перед укладыванием спать использование метода Фербера дает возможность извлечь пользу для всей семьи. Но сначала эта самая семья должна решить, может ли и имеет ли она основания платить такую цену за свое спокойствие.
Предыдущая запись Что в натальной карте указывает на большие деньги, богатство? Следующая запись Травы при болезни Паркинсона: 5 натуральных лекарств Что еще почитать:
К минусам специалисты относят следующие моменты:
- данный метод не стоит применять родителям без силы воли и железной выдержки – единожды проявив слабину, придется все начинать с нуля;
- необходимо согласие между супругами, если мать или отец плохо переносят детский плач и крик, от этой методики следует отказаться;
- критики утверждают, что данный подход разрушает базовое доверие ребенка к родителям и вызывает появление страхов перед окружающим миром.
Когда ребенок начнет засыпать самостоятельно?
Все зависит от ребенка и его настойчивости. Как правило, результат не заставляет себя ждать! В любом случае, в течение недели будет виден результат. Кто-то увидит его раньше, а кто-то позже.
Супермамы уверены: главное в методе Фербера — не сдавать своих позиций. Самым лучшим подарком для родителей будет десятый раз самостоятельного засыпания их малыша. Теперь они смогут поздравить друг друга с победой, наслаждаться жизнью в то время, когда ребенок будет засыпать без их участия.
Несмотря на трудности в процессе применения метода Фербера, вы обязательно увидите долгожданный результат. Пусть у вас все получится!
Мнение психолога
«Длительный плач может навредить развитию головного мозга ребенка», – именно так высказалась английский психолог Пенелопа Лич. Она выступает категорически против того, что малышам нужно давать плакать, когда у них формируется режим сна и бодрствования.
По ее мнению, младенцы еще не способны понять, что им нужно засыпать в строго определенное время.
Если ребенок прекратил рыдать, это не означает, что он догадался о необходимости сна. Он просто устал лить слезы и отчаялся получить помощь от любимой мамочки.
Также доктор Лич уверена, что непрекращающийся плач вызывает чрезмерное выделение гормона стресса, что способно повредить детский мозг.
Однако это не означает, что детям вообще противопоказано реветь – их плач не должен быть слишком долгим.
Реализовать на практике метод Фербера достаточно сложно, поскольку не каждый родитель сможет выдержать громкий и продолжительный рев своего чада.
Выбирать эту методику или нет – только ваше решение. Помните, что ваша основная задача – дать ребенку возможность отдохнуть, не навредив при этом его психологическому здоровью.
Методика Фербера или методика Ким Вест?
Команда Спи, Малыш представляет мягкую методику Ким Вест в России — Метод Медленного Отдаления. Методика Ким Вест с успехом применяется во всем мире уже 20 лет и доказала свою безопасность и эффективность.
Обойтись без единой слезинки в процессе обучения невозможно – и даже в самом мягком способе обучения слезы ребенка возможны. Главное отличие методик в том, что по Ким Вест плач не является реакцией, которую надо оставлять без внимания, игнорировать. Родители, обучающие ребенка спать самостоятельно по технике Медленного Отдаления помогают малышу и не оставляют его плакать в одиночестве.
Какие же основные отличия методик?
ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ.
По технике Ким Вест родители помогают ребенку, если видят, что он не может справиться сам, уменьшая свою помощь последовательно, постепенно, раз в несколько дней, дожидаясь, пока малыш привыкнет к уменьшению объема помощи. Подход Фербера же подразумевает самостоятельное успокоение малыша с первого дня обучения.
РЕБЕНОК В КОМНАТЕ.
По Ким Вест родители не оставляют малыша одного в комнате, пока он не будет к этому готов. Выход из комнаты происходит по прошествии нескольких дней обучения, когда ребенок уже привык к постепенному сокращению помощи и не плачет. По Ферберу родитель выходит из комнаты с первого дня обучения, несмотря на плач.
СКОРОСТЬ ПЕРЕМЕН.
Скорость перемен по методике Ким Вест индивидуальная и плавная. В методике Фербера есть достаточно жесткая универсальная схема, подразумевающая увеличение интервалов выхода из комнаты с первого дня применения.
МЕСТО СНА.
Обучение засыпанию по методике Ким Вест возможно и при совместном сне, и в детской кроватке. При использовании метода Фербера ребенок обучается засыпанию без помощи родителей только в кроватке.
Какой же метод выбрать?
У каждого родителя, у каждой семьи есть гласная или негласная «философия родительства». Прежде, чем приступать к обучению по любому способу, родителям важно обсудить взгляды друг друга и прийти к общему видению, чтобы быть последовательными и уверенными, реализуя обучение на практике.
При выборе той или иной методики одно из главных условий, являющимся фундаментом обучения, становится настрой родителей на этот формат обучения. Если методика подходит по своей философии и маме и папе, у них нет разногласий, оба они настроены решительно – это гораздо более здоровая ситуация для всей семьи, нежели спорящие и тем более ссорящиеся родители. В случае разногласий может не только снижаться или вовсе не достигаться эффект от обучения, но и в целом ухудшаться внутрисемейная атмосфера, что в свою очередь, также негативно влияет и на качество сна всех членов семьи.
Обучение малыша засыпать и спать самостоятельно имеет прямую связь с развитием самостоятельности на протяжении дня. Если малыш очень привязан к маме днем, обучение сну, где мама резко оставляет его одного будет достаточно травматичным для него.
Умение засыпать и спать самостоятельно – это навык, а ребенку требуется время, чтобы этот навык освоить. Задача родителей помочь своему малышу научиться засыпать самостоятельно, проведя соответствующую подготовку: наладив условия сна, сформировав режим сна и бодрствования, организовав вереницу ритуалов перед сном. При отсутствии подготовки, резкое обучение сну может вести за собой переутомление, недосып, и, как следствие плохое самочувствие в течение дня и ослабление иммунитета малыша.
При выборе любой из методик очень важна последовательность действий, чтобы ребенок учился и привыкал к определенной схеме. Важно не нарушать ее, «не выдержав плача» — это только усугубит и эмоциональное состояние малыша и переживания родителей, а также снизит эффективность работы со сном.
Родителям важно определиться сразу, что и в каком подходе обучения приемлемо для них, а что нет, и, исходя из этого, начинать подготовку к работе со сном и приступать к ее реализации. При положительном настрое и уверенности родителей, они смогут прийти к договоренности и выбрать оптимальную для их семьи стратегию обучения малыша сну.
- https://sauap.org/ru/metod-ferbera-kak-nauchit-rebenka-spa/
- https://www.libfox.ru/608095-richard-ferber-son-rebenka-reshenie-vseh-problem.html
- https://supermams.ru/metod-ferbera.htm
- https://assol-club.net/2017/02/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelno-zasypat-i-spat-po-metodu-ferbera/
- https://mapapama.ru/children/psychology_baby/metod-ferbera-mnenie-psixologa
- https://spimalysh.ru/vse-o-sne/nauka-sna/metod-ferbera