Скачки роста у детей до года: календарь и симптомы

Скачки роста у детей до года: календарь и симптомы

Содержание
  1. Что такое скачки роста и в какой период они наблюдаются?
  2. Чем характеризуются скачки психоэмоционального развития?
  3. Как понять, что ребенок переживает очередной скачок развития
  4. Симптомы скачков роста у мальчиков и девочек до года
  5. Советы маме и папе
  6. Календарь кризисов развития ребенка до года
  7. 1 скачок. 5 неделя.
  8. 2 скачок. 8 неделя.
  9. 3 скачок. 12 неделя.
  10. 4 скачок. 19 неделя.
  11. 5 скачок. 26 неделя.
  12. 6 скачок. 37 неделя.
  13. 7 скачок. 46 неделя.
  14. 8 скачок. 55 неделя.
  15. 9 скачок. 64 неделя.
  16. 10 скачок. 75 неделя.
  17. Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года
  18. Новорожденный
  19. 1 месяц
  20. 2 месяца
  21. Третий месяц
  22. Четвертый месяц
  23. Пятый месяц
  24. Шестой месяц
  25. Седьмой месяц
  26. 8 месяцев
  27. 9 месяцев
  28. Десятый месяц
  29. Одиннадцатый месяц
  30. Двенадцатый месяц (1 год)
  31. Кризис новорожденности
  32. Кризис раннего детства
  33. Кризис трех лет
  34. 7 ярко выраженных симптомов кризиса 3 лет
  35. Ранний детский аутизм
  36. Кризис 6-8 лет
  37. Школьный невроз
  38. Как помочь крохе
  39. Скачки развития у детей до года: подробный календарь
  40. Особенности этого состояния
  41. Особенности поведения родителей

Что такое скачки роста и в какой период они наблюдаются?

Скачками роста в педиатрической практике называют своеобразные кризисные периоды у детей, сопровождающиеся стремительным развитием как с физиологической, так и с психологической стороны. На каждом из этих этапов наблюдается увеличение нейронных связей и повышение интеллектуальных способностей ребенка.

Что это такое

В первый год жизни младенцы развиваются очень быстро. Организму требуется для этого множество ресурсов. Именно поэтому и происходят такие скачки развития. Многие знают фразу: «Малыш растет не по дням, а по часам». Научно доказанный факт, что кроха может вырасти на ночь сразу на несколько сантиметров. Это явление врачи и называют скачками роста.

Чем характеризуются скачки психоэмоционального развития?

Каждый из скачков развития обрушивается на ребенка словно шквал или ураган. Малыш в буквальном смысле слова «выбит из колеи» огромным количеством эмоций и впечатлений, однако остановить работу развивающего мозга невозможно. Думаете, например, просто понять, что мир вокруг тебя цветной или начать различать узоры?

Изучение банок на полке в магазине, шевелящихся веточек или даже рисунка на собственной одежде требует от малыша немало сил и в первое время он от этого очень устает. В дальнейшем, конечно, все это будет восприниматься как естественные процессы, но когда все вокруг новое — принять и освоить это не так-то просто.

Как понять, что ребенок переживает очередной скачок развития

Признаки, по которым можно определить приближение очередного скачка развития у каждого грудного ребенка индивидуальны. Кто-то и вовсе переживает их без видимых изменений. Однако в общем случае это:

  • неожиданные крики и капризы без повода;
  • требование внимания и постоянного физического контакта с мамой, по сути дела ребенок «не слезает с рук»;
  • ухудшение аппетита и проблемы со сном;
  • настороженное отношение к посторонним людям.

Некоторые мамы начинают бить панику и считают, что их ребенок чем-то заболел или просто капризничает. На самом деле такое поведение — вполне естественно. Ведь обнаружить, что мир устроен гораздо сложнее, чем казалось раньше, для малыша совсем не просто и он переживает эту ситуацию не без сложностей.

Симптомы скачков роста у мальчиков и девочек до года

Родителям следует подготовиться к кризису заранее. Для этого нужно четко знать симптомы этого состояния. Рассмотрим их:

  • Резкое повышение аппетита. В связи с тем, что стремительный рост организма требует больше энергетических затрат, ребенок может постоянно требовать кушать, даже ночью.
  • Раздражительность, плаксивость, капризность. Такие эмоции кроха проявляет не специально. Даже при отсутствии температуры и других проявлений болезни малыш в этот период может испытывать сильный дискомфорт. Его мышечные волокна и сосуды очень быстро растягиваются, что и вызывает неприятные ощущения.
  • Трудности с засыпанием. Иногда грудничка почти невозможно уложить спать, а методы успокоения, которые ранее работали безотказно, сейчас оказываются неэффективными. Сыночек или дочка просыпается от каждого шороха, спит мало и чутко.
  • Карапуз отказывается от еды. Не всегда кризисный этап сопровождается повышением аппетита. Некоторые дети, наоборот, отказываются от еды и питья.
  • Младенец буквально «висит» на руках, не отпускает родителей ни на шаг, плачет, если остается наедине.

В период скачка роста маме и папе важно вести себя правильно. Нельзя проявлять излишнюю строгость, ведь крохе и так тяжело. Не стоит и потакать ребенку во всем, так он поймет, что всего можно добиться слезами. Помните, сейчас маленькому человечку нужна поддержка и защита. Очень скоро трудное время закончится и все встанет на свои места.

Советы маме и папе

После рождения малыша законы в семье меняются. Все вертится вокруг младенца, мама и папа вынуждены подстраиваться под режим дня своего любимого чада. Уже через несколько недель жизни карапуза жизнь начинает течь своим чередом. Казалось бы, все счастливы и довольны. Но тут наступает скачок роста и все переворачивается вверх дном.

Возможно, вам будет интересно:  Когда дети начинают говорить первые слова

Советы маме и папе

Первое, что должны понимать родители, это то, что тяжело в кризис не только им. Малыш также страдает и не может контролировать свои эмоции. Маме и папе важно сохранять спокойствие, всем своим видом внушать своему чаду, что все хорошо. Это придаст младенцу уверенности и поможет пережить тяжелое время.

Календарь кризисов развития ребенка до года

В графическом отображении он выглядит следующим образом:

  1. Солнышками отмечены самые спокойные периоды развития.
  2. Белые и серые недели – исследование и применение новых навыков, возможны конфликты и капризы.
  3. Черные недели – активное развитие очередного скачка.
  4. Тучки – самые сложные недели.

Кризис ребенка до года, 2, 3, 4-5, 6-7 лет. Календарь кризисов

1 скачок. 5 неделя.

Что нового:

Улучшенный обмен веществ и органы чувств; максимальная видимость увеличивается с 20 до 30 см; появляется улыбка и слезы.

Что делать:

  • уделять повышенное внимание;
  • больше физического контакта;
  • лучше, чтобы он спал не один; позволять ребенку разглядывать то, к чему он проявляет интерес; с помощью смеха определить, от чего малыш в восторге, и радовать его этим;
  • чаще беседовать с ним;
  • делать паузы в играх (младенцы быстро устают, но также быстро и восстанавливаются).

2 скачок. 8 неделя.

Что нового:

Ребенок начинает различать объекты, которые до этого воспринимал как единое целое; сам держит головку, переворачивается, двигает ручками и ножками, исследует собственную мимику; трогает и бьет игрушку (это подготовительный этап перед тем, как научиться хватать ее); проявляет интерес к движущимся объектам; с удовольствием слушает и издает звуки.

Что делать:

  1. чаще хвалить;
  2. показывать поближе то, к чему он тянется;
  3. смыкать его ладони вокруг игрушки;
  4. реагировать на голос ребенка и «поддерживать разговор»;
  5. разнообразить его окружение (в окружении одних и тех же объектов он заскучает).

Если малыш отводит взгляд, значит, у него уже переизбыток ощущений, и он ищет покоя. Нужно сделать паузу и дать ему отдохнуть.

3 скачок. 12 неделя.

Что нового:

Теперь малыш умеет совершать плавные переходы из одного состояния тела к другому; из одной интонации голоса к другой; видит комнату полностью и может переходить от слежения за отдельным объектом к полной панораме.

Что делать:

  • слушать ребенка и демонстрировать внимание к его лепету;
  • читать ему сказки с переходом интонаций;
  • показывать разные по структуре материалы и описывать их разными голосами;
  • повторять звуки ребенка – это мотивирует его продолжать развивать речевой аппарат; показывать ему плавные движения.

4 скачок. 19 неделя.

Что нового:

Ребенок учится совершать сложные движения (не только схватить игрушку, но и повертеть ее, погладить, подергать); теперь он не только следит за событиями, но и хочет на них влиять; может начать учиться ползать; издаваемые звуки становятся сложнее.

Что делать:

  1. все так же поощрять,
  2. развлекать,
  3. уделять внимание.

5 скачок. 26 неделя.

Что нового:

Заметно лучше координация тела; ребенок научился осознавать понятие дистанции; теперь он понимает, что мама может уйти далеко-далеко (а это очень пугает).

Что делать:

  • дать ребенку больше пространства и возможностей преодолевать расстояния между ним и желаемым;
  • не уходить надолго, оставлять ребенку возможность ползти за мамой.

6 скачок. 37 неделя.

Что нового:

Осознание категорий; ребенок может выделять группы предметов в одну общую (банан, морковка, слива = еда).

Что делать:

  1. ввести в игру тактильную доску со звонками, веревками и прочими интересностями; много гулять;
  2. переодевать ребенка перед зеркалом;
  3. называть предметы, на которые показывает малыш;
  4. учить использовать голос, чтобы задавать вопросы (спрашивать вместо него);
  5. играть в догонялки и прятки.

7 скачок. 46 неделя.

Что нового:

Малыш осознает, что такое последовательность (чтобы сложить пирамидку, надо сделать это, это и это).

Что делать:

  • при переодевании малыша просить его помочь вам;
  • пусть он сам причешется и умоется;
  • перестать кормить с ложечки, учить его есть самостоятельно.

8 скачок. 55 неделя.

Что нового:

Ребенок понимает задачи, то есть то, что для достижения нужного результата можно использовать разные способы.

Что делать:

  1. позволить малышу помогать вам с уборкой, готовкой или походом в магазин (только если ему это нравится!);
  2. играть в поиск предметов.

9 скачок. 64 неделя.

Что нового:

Ребенок умеет строить планы и стратегии; умеет выбирать наиболее удобную для достижения цели манеру поведения; более самостоятелен.

Что делать:

  • обучить его понятиям «мое» и «твое»;
  • вести переговоры с помощью «да» и «нет»;
  • обучить правилам поведения.

10 скачок. 75 неделя.

Что нового:

Малыш осознает понятие системы (семья, общество, либо более конкретные: машина, часы); у него формируется совесть; он понимает, что его действия ведут к последствиям; становится менее эгоцентричным; тестирует границы дозволенного.

Что делать:

  1. поощрять хорошее поведение;
  2. показать ему различные системы и объяснить их устройство;
  3. очертить границы разрешенного.

Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы роста и веса специально для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса Мужчина ЖенщинаРост, смВес, кг Мальчик ДевочкаДень рождения указать возрастВозраст указать день рожденияРост, смВес, кгРассчитать

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показателиУмения
На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

Агукает.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

 

Новорожденный

Сразу после рождения младенец начинает адаптироваться к новым условиям жизни, а его родители – к своим новым обязанностям. Основной потребностью крохи в этот период является телесный контакт с мамой.

Новорожденный ребенок

  • Большую часть времени кроха проводит во сне. Сон у малыша бывает глубоким, когда тело крохи полностью расслабленно и глаза закрыты, а также неглубоким, при котором конечности малютки могут двигаться, а дыхание неровное. При кормлении новорожденный может дремать.
  • На холод, чувство голода, боли, мокрый подгузник, жару и другие раздражители младенец отвечает плачем.
  • У ребенка отмечают безусловные рефлексы хватания, поиска, плавания, ходьбы и сосания. Их наличие обязательно проверяется педиатрами. Часть этих рефлексов исчезает со временем.
  • В этот период очень важно питание крохи, лучшим вариантом которого будет молоко матери. Малютка ест очень часто (обычно с промежутком 1-2 часа), в том числе и ночью.
  • Если положить кроху на животик, то младенец будет пытаться поднять голову. Некоторым малышам это удается на несколько секунд.
  • Ребенок может задерживать взгляд на неподвижном предмете, а также реагировать на появление резкого звука.

1 месяц

За первый месяц ребенок вырастает в среднем на 3 см и прибавляет около 600 г веса.

  • Кроха уже осознанно улыбается взрослому и пытается удерживать голову, но пока может сделать это лишь в течение нескольких секунд.
  • Малютка уже может остановить взгляд не только на неподвижных, но и на движущихся предметах, если они яркие и крупные.
  • Резкие громкие звуки вызывают у месячного карапуза выраженную реакцию – обычно ребенок вздрагивает или замирает, но может и начать плакать.
  • Если вы подойдете к малышу и улыбнетесь ему, то вызовете у младенца оживление. Ребенок улыбнется в ответ и начнет двигать ручками и ногами.
  • Малютка начинает произносить в ответ на разговоры и улыбку взрослого звуки, напоминающие «га», «гы» или что-то похожее, поэтому такую «речь» карапуза называют агуканьем.

Ребенку 1 месяц

2 месяца

Во второй месяц по сравнению с весом и ростом в 1 месяц карапуз становится больше на 700-1000 г (в среднем 800 г) и на 3 см.

  • Малыш начинает больше времени проводить в состоянии бодрствования. В среднем кроха не спит около 15 минут в час. В этом возрасте малыши еще не умеют различать ночь и день, поэтому они могут бодрствовать ночью.
  • Двухмесячный карапуз уже научился удерживать головку около минуты, а также переворачиваться с бокового положения на спинку. Если вложить крохе в ладошку палец, младенец крепко за него ухватится. Тонус ручек уже почти прошел, а в ножках еще сохраняется.
  • Младенец в 2 месяца активно гулит, фиксирует взгляд и на неподвижных, и на движущихся предметах. Увидев яркий предмет, кроха замирает. Из всех услышанных звуков карапуз уже умеет выделять речь человека, а в ответ на обращение и улыбку взрослого младенец тоже улыбается.

Ребенок в 3 месяца

Третий месяц

грудничок в шапке

На протяжении месяца физические, психические, эмоциональные навыки вашего малыша продолжают совершенствоваться.

  • Ребенок все лучше и лучше умеет держать голову;
  • Находясь на животе, малыш приподнимается на предплечья и может оглядывать все вокруг;
  • К третьему месяцу жизни кулачки расправляются, кроха уже умеет брать погремушку, тянется к интересующим его предметам;
  • Детки продолжают изучать свои ручки; к концу месяца самые активные из них уже захватывают себя за коленки (первый этап в изучении собственных ножек);
  • Все, что попадает в ручки ребенка, оказывается у него во рту;

Интересно! Дело в том, что слизистая оболочка рта и язычок куда чувствительнее пальцев. Детки изучают окружающие предметы с помощью ротика.

Третий месяц развития ребенка характеризуется расширением эмоционального спектра.

  • Некоторые детки уже умеют смеяться, другие – только начинают улыбаться;
  • Ребенок внимательно следит за выражением лиц близких людей и уже может «считывать» их настроение и подражать их мимике;
  • Продолжается развитие речи младенца. Кроха подолгу и с удовольствием может гулить, все чаще произнося не только певучие гласные звуки, но и слоги.

Четвертый месяц

грудничок на кровати

Четвертый месяц развития ребенка характеризуется быстрыми изменениями и в физиологическом, и в психологическом плане:

  1. Головку малыш держит уже уверенно: и когда его держат «столбиком», и когда он лежит на животе; может поворачивать ее, следя за предметами или реагируя на звук;
  2. Кроха умеет подниматься на локти, лежа на животе. Некоторые детки уже опираются на выпрямленные ручки;
  3. С трех до четырех месяцев ваш ребенок учится самостоятельно переворачиваться – как с живота на спинку, так и со спинки на животик. Наиболее активные детки уже умеют перекатами перемещаться по комнате, или даже ползать по-пластунски! Интересная информация о том, когда ребенок начинает ползать>>>

Важно! Помните, что оставлять ребенка на взрослой кровати уже небезопасно. Лучше переселите его на пол, оттуда он не может упасть и получит больший простор для своих тренировок.

  1. 4 месяца – возраст осознанных манипуляций с предметами. Малыш может сам взять погремушку и поиграть ею;
  2. Ребенок хорошо умеет отличать своих близких;
  3. В этом возрасте силен страх остаться без мамы, поэтому малыш часто ни на секунду не отпускает ее от себя. Уделяйте ему больше внимания и ждите, этот период скоро пройдет;
  4. В четыре месяца кроха уже имеет любимые игрушки, может интересоваться отражением в зеркале, внимательно прислушивается к различным звукам: стуку погремушки, звону колокольчика, голосам, музыке;
  5. Речевое развитие ребенка закладывается в первый год жизни. В 4 месяца гуление сменяется лепетом: появляются внятные слоги «ба», «ма», «гу».

Пятый месяц

девочка в шляпке лежит на животе

В пятый месяц своей жизни ребенок оттачивает физические навыки:

  • может уверенно переворачиваться в разные стороны;
  • лежа на животе, поднимается на локти или ладони;
  • занимает позу «подготовки к сидению»: полулежа на бедре, опираясь на одну из ручек;
  • пытается дотянуться до интересующего предмета;
  • может стоять, если его поддерживать за подмышки;
  • захватывает себя за ступни, тянет их в рот, облизывает.

В пятый месяц развития ребенка у него появляется важный социальный навык: он начинает отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на ручках у родителей, но может нахмуриться или даже заплакать, если к нему обратится или попробует взять другой человек.

В 5 месяцев ребенок умеет сам играть с различными предметами: брать их в ручки, бросать, стучать, облизывать и т. д. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами.

Рассказывайте, что изображено на страницах, читайте простые стишки. Так вы не только надолго займете свое чадо, но и поспособствуете развитию речи малыша.

В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.

В 5 месяцев детки вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может закапризничать.

Шестой месяц

семья кушает за столом

Шестой месяц развития ребенка – очередное время изменения привычного жизненного уклада:

  1. Именно в это время детки начинают ползать по-пластунски, и мамам приходится убирать множество предметов из зоны их досягаемости;
  2. В шесть месяцев ребенка уже можно ненадолго сажать в положение полулежа. Самостоятельно детки садиться еще не умеют.
  3. Полугодовалые малыши, лежа на животике, пытаются встать на коленки – это важный этап подготовки и к сидению, и к ползанью. Если ребенку это удается, через некоторое время он начинает раскачиваться в этой позе. Такие движения совершенно нормальны и свидетельствуют о развитии малыша;
  4. Ребенок уверенно держит различные предметы, может брать их любой ручкой, перекладывать из руки в руку;
  5. 6 месяцев – возраст изучения окружающего пространства. Ребенок отправляет в рот все, до чего может дотянуться, может ломать игрушки;
  6. В полгода формируются первые бытовые навыки: с началом прикорма дети узнают, что такое ложка; учатся пить из чашки, которую придерживает взрослый. Развитие получает интеллект ребенка. В 6 месяцев детки начинают понимать последствия своих действий: если бросить кубик, он упадет, если нажать на кнопку, раздастся писк;
  7. Продолжается формирование речи. В шестимесячном возрасте детки уверенно произносят слоги, осваивают первые согласные: «з», «с», «ф».

Седьмой месяц

ребенок с шариком

Семимесячный ребенок становится все более активным:

  • Детки уверенно ползают по-пластунски, кто-то уже умеет передвигаться на четвереньках.

Если ваше чадо ползает задом наперед, в этом нет ничего страшного; скоро ребенок разберется, как управлять собственным телом.

  • В семь месяцев детки могут некоторое время сидеть с прямой спиной. Особо активные умеют стоять у опоры, пытаются самостоятельно вставать.
  • Идет развитие мелкой моторики: ребенок умеет держать в каждой руке по предмету, стукать ими друг об друга, произвольно брать, класть, кидать игрушки.

Важно! Следите, чтобы все мелкие детали игрушек были надежно закреплены, так как семимесячные детки все тянут в рот.

  • Седьмой месяц развития ребенка – время, когда нужно стимулировать познавательный интерес крохи. Рассказывайте ему о предметах, которые его окружают, показывайте и называйте основные части его тела.
  • В семь месяцев детки уже могут показывать предметы по просьбе родителей («Где глазки?», «Где часики?»).
  • Совершенствуются бытовые навыки. Теперь во время кормления малыш снимает пищу с ложки, продолжает осваивать питье из кружки. Некоторые дети уже сами пьют из чашки-непроливашки или из трубочки.

Семимесячные детки начинают подражать взрослым, именно это облегчает введение прикорма.

  • В этом возрасте ребенок подражает звукам, которые издают животные; он умеет говорить «ав-ав», «ме-ме». Произносит много слогов.

На заметку! Чтобы активировать речевой центр, развивайте мелкую моторику малыша. Для этого подойдут игрушки с крупными деревянными бусинами различных цветов и форм, нанизанными на веревку.

8 месяцев

В 8 месяцев по сравнению с показателями 7 месяцев ребенок становится выше на 1,5 сантиметра и прибавляет в весе примерно 400-500 грамм.

  • Восьмимесячный малыш отлично ползает и хорошо ориентируется в пространстве. Ребенок уже легко встает, удерживаясь ручками за прочную опору. Встав на ножки, малыш раскачивается и пружинит, а затем может самостоятельно сесть. Возьмите ребенка под мышки, и вы заметите, что кроха готов делать первые шажки с вашей поддержкой.
  • Карапуз 8 месяцев постоянно занят тренировкой своих рук. Он ловко перекладывает игрушки, нажимает на кнопки, катает мячик.
  • Лепет восьмимесячного ребенка уже становится достаточно четким. Ребенок произносит слоги и часто их повторяет, поэтому у него получается «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма».
  • Ребенок по-разному относится к людям – знакомые вызывают у него улыбку, незнакомцы пугают, другие детки становятся объектом интереса, а уход мамы сильно расстраивает. Также ребенок резко реагирует на неожиданные звуки и шум.
  • Если спросить малыша о нахождении знакомых ему предметов, кроха быстро найдет глазами. По просьбе ребенок может дать ручку, сделать «ладушки».
  • Меню карапуза восьми месяцев расширяется. Ребенок уже может удерживать в руке печенье, хлеб, сухарик и откусывать кусочки.

Ребенок ходит с опорой в 8 месяцев

9 месяцев

За девятый месяц жизни малыш прибавляет примерно 400-500 грамм и становится выше на 1,5 см.

  • Карапуз закрепляет приобретенные раньше двигательные навыки. В этот период тело ребенка интенсивно готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок ловко ползает, с легкостью встает, ухватившись за мебель, переступает ногами. Многие малыши уже пробуют стоять без поддержки, а кто-то совершает первые шажки.
  • В манипуляциях с предметами и играх ребенок активно подражает взрослым и другим детям. Он может достать игрушку из коробки и спрятать обратно, найти предмет по просьбе, вынуть одну игрушку из другой, покатать машинку.
  • Девятимесячному карапузу очень нравится музыка. Услышав ее звуки, он подтанцовывает в такт, топает ногами, хлопает в ладоши.
  • У многих деток в этом возрасте начинают прорезаться вторые резцы – сначала верхние, а затем нижние.

Гимнастика вместе с ребенком

Десятый месяц

Малыш играет и с деревянным поездом
В десятый месяц развития ребенка его навыки продолжают совершенствоваться. Человечек уже может вставать и стоять без поддержки, пытается ходить. Умеет сесть из положения стоя. Проворно ползает по всей квартире.

В этом возрасте игры у детей совершенствуются:

  • Благодаря активному развитию мелкой моторики, ребенок уже может удержать в одной руке от двух до трех маленьких предметов. В 10 месяцев у крохи появляется ведущая рука;
  • Детки понимают, как играть в игрушки: умеют катать машинку, собирать и разбирать пирамидку (кольца ставят пока не по порядку). Знают, как играть с неваляшкой, умеют строить башенку из двух кубиков;
  • Ребенок может быть вовлечен в игру с детьми, если взрослые покажут ему, как это нужно делать;
  • Детки любят вкладывать стаканчики друг в друга;
  • Умеют катать, кидать мячик;
  • Открывают, закрывают дверцы шкафов, выдвигают и задвигают ящики. Могут положить игрушку в шкаф или ящик;
  • Перекладывают небольшие предметы в разные коробки и емкости;
  • Начинают совмещать предметы, например, толкают мячик палочкой;
  • С удовольствием играют с едой и водой;
  • Начинают интересоваться конструкторами из крупных деталей, только пока не собирают, а разбирают их;
  • Умеют перелистывать страницы картонных книжек.

Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Используйте этот интерес маленького человечка, проговаривая с ним новые несложные слова. Кроха будет повторять их за вами.

В 10 месяцев дети хорошо запоминают названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.

Ребенок может отреагировать на несложную просьбу: показать, спрятать, принести. Детки уже знают названия частей тела, показывают глазки, носик. Умеют обобщать понятия: например, показывают ручки у себя, у куклы, у папы, у девочки на картинке.

Одиннадцатый месяц

Малыши в 11 месяцев проявляют любопытство ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

  • Физическое развитие

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

  • Психомоторное развитие

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Ребенок показывает пальцем и машет ручкой в 11 месяцев

Двенадцатый месяц (1 год)

Ребенок к году уже окреп как маленькая личность. Здесь подробно описано, что умеет ребенок в один год. Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

  • Физическое развитие

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

  • Психомоторное развитие

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Кризис новорожденности

Среди специалистов принято рассматривать детский кризис, который переживает новорожденный, с физической и психологической стороны. С точки зрения физиологии подразумевается процесс адаптации крохи к новым условиям своего существования, которое кардинально отличается от внутриутробного периода. После рождения малышу, чтобы выжить, нужно самостоятельно делать многие вещи – например, дышать, согревать себя, добывать и усваивать пищу. Чтобы помочь ребенку адаптироваться и сделать протекание этого процесса как можно менее стрессовым, родителям следует выработать спокойный режим дня, обеспечить регулярный сон и полноценное питание, наладить процесс грудного вскармливания.

На фазе психологической адаптации важнейшую роль играют действия и эмоции родителей ребенка. Грудничок, который только недавно появился на свет, еще не обладает основными навыками общения, поэтому ему требуется помощь и поддержка, особенно со стороны мамы.

Именно она способна на интуитивном уровне понять, в чем конкретно нуждается ее малыш. Однако очень сложно доверять исключительно себе и своему малышу, тем более если вокруг много бабушек, родственников и знакомых, которые постоянно что-нибудь советуют. Все, что нужно делать маме, это носить кроху на руках, прикладывать к груди, обнимать и защищать от ненужных переживаний, плюс иметь железную выдержку.

Кризис периода новорожденности

Данный кризис проходит к 6-8 неделе после рождения. О его завершении свидетельствует появление комплекса оживления. При виде маминого лица малыш начинает улыбаться или каким-то другим доступным ему способом показывать свою радость.

Кризис раннего детства

Время кризиса раннего возраста длится с 12 месяцев до полутора лет. В этот период малыш активно познает мир вокруг себя, учится ходить и говорить. Естественно, в таком возрасте речь ребенка еще не очень понятна. В то время как родители говорят о “собственном языке” крохи, психологи ей дали название автономной детской речи.

На данном этапе к грудничку, для которого мама является центром всего его бытия, приходит понимание того, что она обладает еще и собственными интересами и желаниями, а потому не может принадлежать только ему. Вместе с этим появляется страх быть потерянным или брошенным. Именно в нем кроется причина странного поведения грудничков, которые только научились ходить. Например, они могут не отходить от мамы ни на шаг или поступать по-другому – постоянно убегать, заставляя тем самым уделять себе внимание.

Ребенок учится ходить

Эта фаза отмечает начало проявления у ребенка собственной воли и принятия им первых самостоятельных решений. Наиболее доступный и понятный ему способ отстоять свое мнение – это протест, несогласие и противопоставление себя другим. Категорически нельзя пытаться бороться в эти моменты с ребенком. Во-первых, это не даст никаких результатов, а во-вторых, сейчас ему необходимо ощущать непоколебимую любовь со стороны родителей и иметь их физическую и эмоциональную поддержку.

Для родителей важно переключиться с мысли о том, что их чадо – беспомощное создание, дать ему возможность развиваться самому на этом этапе взросления. Понятно, что требуется оценка его возможностей и при надобности периодическое подталкивание крохи к чему-то или наоборот некоторое замедление его темпа.

Психологи смогли рассчитать по неделям и месяцам периодичность кризисов у детей в первые полтора года. Они создали для этого специальный календарь в виде таблицы по неделям. Те недели, когда у ребенка наблюдается кризисное состояние, закрашены более темным цветом. Желтым оттенком обозначается благоприятное время развития, а тучкой – самые сложные периоды.

Календарь кризисов по неделям

Кризис трех лет

Так называемый кризис 3 лет может произойти не строго в 3 года. Он имеет достаточно широкие временные границы. Время его начала и завершения может колебаться от 2 до 4 лет – это связано с индивидуальными особенностями отдельного ребенка. Также этому периоду характерны острые скачки с проявлениями, которые мало поддаются корректировке. От родителей потребуется немалое терпение и выдержка. Не стоит очень резко реагировать на истерики и капризы малыша (рекомендуем прочитать: как правильно реагировать на истерики ребенка?). Достаточно эффективным является в таких ситуациях метод переключения внимания. При очередном истерическом всплеске нужно постараться отвлечь кроху, заняв его чем-то другим, более интересным.

7 ярко выраженных симптомов кризиса 3 лет

Самыми распространенными признаками данного кризисного скачка являются:

  1. Негативизм. Кроха начинает негативно относиться к одному из родителей или даже к нескольким родственникам сразу. Это выливается в его непослушание и отказ от общения и какого-либо взаимодействия с ними.
  2. Упрямство. Требуя что-либо, ребенок становится слишком настойчивым, но при этом не имеет ни малейшего желания выслушивать позицию родителей, пытающихся объяснить ему причины, по которым они не могут исполнить его просьбу. Кроха неспособен изменить свое изначальное желание и готов отстаивать его до конца.
  3. Строптивость. Она заключается в поступках, которые дети совершают наперекор. Например, если ребенка просят собрать вещи, он разбросает еще больше игрушек, если попросить его подойти, он убежит и спрячется. Такое поведение вызвано скорее протестом против правил, установленных норм и ограничений, нежели связано с конкретным человеком.
  4. Своеволие или стремление все делать самостоятельно без помощи взрослых. В 3 года крохе трудно сделать оценку собственного потенциала и сопоставить его со своими реальными возможностями. Это приводит к тому, что он часто совершает нецелесообразные действия, в результате сердится, потерпев неудачу.
  5. Бунтарство. Желая сделать так, чтобы с его мнением считались, малыш сознательно конфликтует с окружающими.
  6. Обесценивание. Ребенок перестает ценить все, что было раньше ему дорого. Это сводится к поломанным игрушкам, порванным книгам и неуважительному отношению к близким людям.
  7. Деспотизм. Кроха требует, чтобы родители выполняли все его капризы, тем самым он пробует подчинить их своей воле.

Ранний детский аутизм

Важно не исключать возможности того, что возрастные кризисы у детей могут сопровождаться психическими отклонениями. В этот период происходит гормональная перестройка. Ее причиной служит активизация ядер промежуточного мозга и гипофиза. У ребенка стремительно идет развитие процесса познания, именно это является почвой для выявления нервно-психических заболеваний.

На этой фазе развития ребенка может сформироваться ранний детский аутизм (рекомендуем прочитать: аутизм: что это за болезнь?). Это определенное отклонение в психическом развитии. Для болезни характерно резкое снижение потребности контактировать с окружающими. Ребенок не имеет желания беседовать, общаться, он не проявляет никаких эмоций на действия других людей, то есть смех, улыбка, испуг и другие реакции ему чужды. Крохе не интересны ни игрушки, ни животные, ни новые люди. Такие дети развлекаются, повторяя однообразные движения – например, раскачивая туловище, перебирая пальцами или вращая кисти рук перед глазами. Такие особенности в поведении требует обязательной консультации психоневролога. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успешный результат.

Кризис 6-8 лет

У данного кризисного периода можно выделить два главных аспекта:

  1. Физическое развитие. Это очень напряженное время для организма. В этом возрасте ребенок стремительно растет с точки зрения физических показателей, совершенствует тонкости моторики рук, у него развиваются определенные достаточно сложные нервно-психические функции.
  2. Социальные перемены. Дети начинают ходить в младшие классы, им предстоит непростой процесс адаптации к новым условиям, требованиям и окружению. Такие изменения могут спровоцировать формирование у ребенка комплекса отклонений в поведении, получившего общее название «школьный невроз».

Кризис 6-8 лет

Школьный невроз

Ребенку при школьном неврозе свойственны различные поведенческие отклонения. У одних школьников это:

  • повышенная тревога;
  • боязнь опоздать на занятия или сделать что-нибудь не так;
  • нарушение аппетита, которое наблюдается особенно в утренние часы перед школой, а в некоторых случаях может сопровождаться тошнотой и даже рвотой.

В других случаях подобные отклонения проявляются как:

  • отсутствие желания вставать, одеваться и идти в школу;
  • неспособность привыкнуть к дисциплине;
  • невозможность запомнить задания и отвечать на поставленные вопросы учителей.

В большинстве случаев школьный невроз можно встретить у ослабленных деток, вышедших из дошкольного возраста, но из-за физических и психических данных отстающих от однолеток.

Родителям необходимо хорошо все взвесить, прежде чем отдавать шестилетнего кроху в школу. Спешить с этим не стоит и в семь лет, если, по мнению детского врача, ребенок еще не готов к таким переменам.

Комаровский не рекомендует перегружать кроху, пока он полностью не приспособится к новому жизненному укладу. Лучше повременить с дополнительными секциями и кружками. Скрытые повреждения головного мозга, которые могли быть приобретены вследствие осложнений при родах или беременности, инфекции или травмах, полученных в дошкольном или младшем возрасте, могут проявиться в период адаптации к школе. Признаками этого выступают:

  • утомляемость;
  • двигательное беспокойство;
  • возобновление заикания, которое могло присутствовать в дошкольном возрасте;
  • недержание мочи.

Кроме обязательной помощи врача, надо создать дома спокойную атмосферу. Не ругать и не наказывать кроху, не ставить перед ним непосильных задач.

Как помочь крохе

Ростовые скачки у детей до года – это довольно тяжелые периоды, пережить которые маме и папе бывает тяжело. Представляем вашему вниманию несколько простых, но действенных советов, которые помогут справиться с эмоциями родителям и облегчить страдания грудничка. Вот некоторые из них:

  • Если нервы сдают, сделайте глубокий вдох и постарайтесь успокоиться. Сейчас придется собрать всю волю в кулак. Ни в коем случае нельзя показывать сыну или дочке, что вы раздражены и напуганы.
  • Будьте готовы к тому, что младенец будет требовать грудь каждые 20-30 минут. Поговорите с мужем, попросите помочь с домашними делами, объясните, что, возможно, ему придется самостоятельно приготовить ужин или закинуть вещи в стиральную машинку и прибраться в доме.
  • Постарайтесь успокоить карапуза любыми методами. Можно поиграть с ним, почитать сказку, спеть песенку, сделать массаж. Многие дети успокаиваются во время купания. Можно приготовить отвар успокаивающих трав, включить музыку с шумом леса, пением птиц и другими звуками природы.
  • Старайтесь чаще гулять на свежем воздухе, невзирая на погоду. Во время прогулки можно сменить привычный маршрут. Покажите малышу новые места, можно пообщаться с другими детками на детской площадке. Несмотря на трудный этап, можно отправиться на природу, посетить родственников. Это отвлечет кроху, поможет не некоторое время забыть о своем дискомфорте. Смена обстановки пойдет на пользу и папе с мамой.

Помните, что скачек роста – это временное состояние. Сегодня ваше чадо капризничает и не слазит с рук, а уже завтра разбудит вас веселым лепетом.

Как помочь крохе

Вы должны понимать, что кризисные периоды не только приносят дискомфорт, они крайне необходимы для нормального физиологического и психологического развития.

Малыши растут очень быстро. Подробная информация о развитии детей от рождения и до года в этой статье.

Скачки развития у детей до года: подробный календарь

Если рассматривать скачки роста по месяцам, календарь будет выглядеть примерно следующим образом.

МесяцЧто происходит в этот период
IС одной стороны, младенец все еще испытывает сильный дискомфорт вне маминой утробы, но с другой, с интересом начинает познавать окружающий мир. Карапуз внимательно рассматривает окружающий мир, любит слушать голос мамы, наслаждается тактильным контактом, прислушивается к музыке и другим посторонним звукам.
IIСтремление маленького человечка на этом этапе развития быть постоянно с мамой вполне объяснимо. Так он чувствует себя под защитой, может расслабиться. Сейчас кроха начинает осознавать, что он является отдельной частью мира. Внимание грудничка привлекают самые разнообразные объекты, игрушки, картинки, посторонние люди, животные. Непоседа издает различные звуки, прислушивается к ним
IIIРебенок проявляет интерес к игрушкам, старается взять их ручками, рассмотреть. Движения крохи уже не такие хаотичные и, если дать ему в руки погремушку, он крепко схватит ее. Кроха начинает отчетливо понимать, что он может управлять своим телом
VIЭтот скачок развития сопровождается частыми сменами настроения. Карапуз не переносит одиночества, постоянно требует внимания со стороны родителей, часто просыпается ночью. Заметно совершенствуются физические навыки. Грудничок может взять игрушку ручками, потрясти ее, попробовать на вкус. Кроме этого, малыш издает более сложные звуки
VКоординация движений становится все более уверенной. Ребенок понимает, что он лишь малая часть огромного пространства. Если мама покидает комнату, это пугает младенца, он начинает нервничать. При незнакомых людях появляется стеснение, замкнутость
VIНа этом скачке развития приходит время новых открытий. Карапуз активно развеивает речевые навыки, может долго рассматривать свои ручки, ножки или посторонние предметы. Сейчас маленький человечек четко разделяет «чужих» и «своих». Младенец пытается всяческими способами удержать маму возле себя. Во время кризисного периода у крохи может пропасть аппетит, появиться апатия к окружающим событиям
VIIВ возрасте 7 месяцев у детей появляется желание разбрасывать все вещи
VIIIСкачок развития на этом этапе сопровождается такими симптомами, как апатия, капризность, частые смены настроения, повышенный или, наоборот, плохой аппетит, тревожный сон
IXКарапуз начинает активно ползать, умеет самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно
XНекоторые карапузы уже умеют стоять, держась за опору, передвигаться в ходунках. Дети в этом возрасте активно вступают в контакт со взрослыми, лепечут, произносят разнообразные звуки
XIРебенок различает формы предметов и цвета. Некоторые дети делают первые шаги. Огромный интерес карапузы проявляют к своим сверстникам
XIIГодовалый малыш испытывает интерес ко всем окружающим предметам и людям. Младенец с легкостью может сломать хрупкую вещь, открыть шкаф, стянуть скатерть со стола. Сейчас родители должны быть максимально внимательными, оберегать свое чадо

В возрасте один год малыш уже понимает слово «нельзя». Если маленький непоседа желает получить запретную вещь, он может закатывать истерику, плакать, падать на пол. Маме и папе следует запастись терпением и четко придерживаться своей позиции.

Особенности этого состояния

Как показывает практика, довольно тяжело предугадать, когда же случиться очередной скачок развития у ребенка. Кризисные периоды отличаются внезапностью. Еще вечером у карапуза отличное настроение, он играет и вполне счастлив, а уже на следующий день он капризничает, хнычет и не отпускает маму ни на шаг. Заканчивается кризис также внезапно. Настроение вашего чада резко улучшается и все становится на свои места. Интересно отметить, что после очередного скачка роста у новорожденных и грудных детей часто проявляются какие-либо умения. Например, он начинает самостоятельно держать ложку или складывать кубики. Это является несомненной наградой для родителей за бессонные ночи и тяжелые дневные часы.

Особенности периодов кризиса

Существует масса различных календарей скачков развития у детей, с помощью которых можно рассчитать скачки роста по дате рождения крохи, но не стоит целиком полагаться ни на один из них. Каждый младенец индивидуален, поэтому кризисный этап у него может случиться в любое время.

Предлагаем также почитать статью на тему размера головки у ребенка по месяцам. Вся необходимая информация здесь.

Особенности поведения родителей

Мамочка и папочка устают не только физически, но и морально. Когда ребенок начинает капризничать и плакать, они начинают сомневаться в собственных силах. Однако такие изменения невозможно полностью исключить из взросления ребенка. Важное запастись терпением и подарить малышу максимальное количество тепла и заботы. Благодаря этому удастся преодолеть все трудности.

Младенец
На скачок роста малыш тратит накопленную энергию

Мамочке нельзя отвергать ребенка. Он нуждается в ней. Родители смогут обеспечить младенца ощущением защищенности и тепла. Именно поэтому не следует жалеть на них времени и сил. Трудный период пройдет, и малыш за него получит новые навыки, которые будут им использоваться на протяжении всей жизни. Мамочка должна обнимать кроху, петь ему песни и легонько гладить. Положительное воздействие оказывают книжки и покачивание. В грудничковом возрасте ребенка может заинтересовать даже узор на обоях, который он будет с увлечением рассматривать. Кроме прогулок на улице рекомендуется также смотреть в окно. Там проезжает много машин и людей, которые также покажутся ребенку интересными.

Для малышей, которые находятся на естественном вскармливании, потребуется давать грудь намного чаще. Некоторые мамочки говорили, что процедуру приходилось повторять каждый 20 минут. Такая ситуация будет вызывать много негатива, ведь женщине приходится выполнять определенные домашние дела. Если малыш уже питается прикормом, то необходимо сначала предложить его ему, а только потом переходить к груди. Если мамочка уверена, что малыш не хочет есть, то можно увлечь его игрой. Некоторым помогает успокоиться плавание в ванной, прослушивание музыки и прогулки на свежем воздухе.

Каждый ребенок растет и развивается в индивидуальном темпе. Однако каждый преодолевает скачки. Родители должны относиться к этому с терпением и уделять малышу больше времени.

Видео по теме:

Источники

  • https://malishzdorov.com/razvitie/skachki-rosta-u-detej-do-goda.html
  • https://womensec.ru/articles/kids/education/skachki-rosta-u-detey-do-goda-kalendar.html
  • http://babyrebenok.ru/krizis-rebenka-do-goda-2-3-4-5-6-7-let-kalendar-krizisov
  • https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/po-mesyacam-do-goda/
  • https://uroki4mam.ru/razvitie-rebenka-po-mesyatsam-do-goda
  • https://rebenokmama.ru/razvitie-rebenka-do-1-goda/
  • https://VseProRebenka.ru/vospitanie/psihologija/kalendar-krizisov-rebenka.html
  • https://floragaz.ru/zdorovye/skachki-rosta-grudnichkov

[свернуть]
Рекомендуем почитать:  Синдром беспокойных ног: причины, симптомы, лечение и отзывы
Рейтинг статьи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector