Марк Вайсблут «Здоровый сон – счастливый ребенок»

Марк Вайсблут «Здоровый сон – счастливый ребенок»

Пост опубликован: 20.07.2020

Содержание
  1. Предисловие
  2. О книге "Здоровый сон – счастливый ребенок"
  3. Продолжительность дневного и ночного сна
  4. Новорожденный: первая неделя жизни
  5. 2 - 4-ая недели: усиление беспокойства
  6. 5 - 6-ая недели: максимум плача и беспокойства
  7. 7 - 8-ая недели: развитие более продолжительных периодов сна
  8. 3 - 4-й месяцы: окончание периода повешенной нервозности и колик
  9. 5 - 6-й месяцы: развитие послеполуденного сна
  10. Как пользоваться этой книгой?
  11. Описание и подготовка к работе по методу исключения плача
  12. Плюсы и минусы методики
  13. Исследования и результаты
  14. Исследования привязанности

Предисловие

Подруга порекомендовала мне эту книгу, когда моему первому ребенку, Пресли, было семь месяцев. Я еще кормила его грудью, но уже собиралась бросать, по крайней мере, точно готова была отказаться от кормления в четыре часа утра. К тому же мы приучили Пресли засыпать исключительно на ком-то. Это было прекрасным оправданием, когда мне самой нужно было поспать, но очень неудобно в загруженные работой дни.

Я проглотила книгу буквально в считаные часы, незамедлительно начала применять идеи автора на практике и получила почти мгновенный результат. Мне особенно понравилось то, что доктор Вайсблут научил меня присматриваться к признакам того, что ребенок готов заснуть, и укладывать его спать до того, как он переутомится. Меня также весьма успокоило объяснение сна как одной из базовых потребностей ребенка. Когда малыш голоден, вы предлагаете ему здоровую пищу. А если он устал, вы должны предложить ему здоровый сон, даже если он не осознает этой потребности или думает, что в этом не нуждается (точно так же, как мои дети обычно не просят у меня на обед овощи!).

Как корреспондент программы «Доброе утро, Америка!» я смогла встретиться и побеседовать с доктором Вайсблутом в рамках серии выпусков, посвященных первому году жизни ребенка. Мне очень повезло, что я познакомилась с ним (да, я воспользовалась своим положением!). Доктор Вайсблут стал для меня источником полезных советов касательно не только сна, но и приучения детей к горшку и дисциплине.

Доктор Вайсблут, спасибо вам за то, что стали моим наставником и другом. Конечно, я не могу сказать, что мои дети никогда не просыпаются по ночам или всегда беспрекословно подчиняются, когда пора ложиться спать. Естественно, у нас бывают свои взлеты и падения, но это неизбежно. Однако у нас есть режим сна, который мы всегда стараемся поддерживать и восстанавливать после путешествий или каких-то иных событий, нарушающих его. Обладать этим и знать, как это работает, действительно очень полезно – особенно когда вы боретесь со сном в два часа ночи. Мне симпатична философия доктора Вайсблута, который утверждает, что важнее всего в жизни – хороший отдых семьи. И, к счастью, благодаря этой книге большинство дней (и ночей) нам это удается!

Синди Кроуфорд

О книге «Здоровый сон – счастливый ребенок»

В книге «Здоровый сон – счастливый ребенок» Марк Вайсблут даёт советы касательно режима сна. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо высыпался, был бодрым и весёлым, легко засыпал, рос здоровым и умным. Кроме того, хороший сон ребёнка также даёт возможность отдохнуть и родителям.

В книге автор рассказывает о том, как сон влияет на самочувствие ребёнка, состояние здоровья, психику, будущие успехи в учёбе и развитии важных навыков. Марк Вайсблут уверен, что здоровый сон повышает вероятность хорошей успеваемости в школе, в то время как дети, страдающие расстройствами сна, часто не могут сконцентрироваться, бывают раздражительными и даже агрессивными.

Доктор изучил массу специализированной литературы, проводил множество исследований, наблюдал за своими детьми. Он выделил основные элементы, которые оказывают наибольшее влияние: продолжительность сна в сутки, дневной сон, непрерывный сон, режим и регулярность сна.

Родители должны стремиться создать ребёнку такой режим, чтобы он мог вырасти здоровым и счастливым человеком. Зачастую родители не знают, как справиться с проблемами засыпания у ребёнка. Некоторые дети спят спокойной только первые месяцы после рождения, некоторые хорошо спят днём, но плохо спят ночью. Случается, что ребёнок полностью отвергает дневной сон или может заснуть только при определённых условиях. В самых сложных случаях ребёнок вообще очень мало спит и плохо себя чувствует.

Автор данной книги даёт советы в зависимости от возраста ребёнка, от его состояния, он рассказывает, как научить ребёнка засыпать самостоятельно, как увидеть первые признаки усталости, чтобы вовремя уложить его в кроватку. Книгу будет полезно прочитать тем, кто только собирается заводить детей, поскольку, возможно, потом на это не будет ни сил, ни времени, а также тем, у кого уже есть дети с нарушениями сна. Стоит принять во внимание, что книга написана зарубежным автором, а потому некоторые советы стоит адаптировать под свой ритм жизни.

Продолжительность дневного и ночного сна

Если вы мало спите, то чувствуете себя уставшим. Это звучит совсем просто и кажется очевидным, но какую продолжительность сна считать достаточной? И как вы можете определить, спит ли достаточно ваш ребенок?

До трех-четырех месяцев график сна малыша в основном отражает процесс развития его головного мозга. В эти первые несколько недель жизни ребенок действительно спит ровно столько, сколько ему нужно, потому что на его поведение и продолжительность сна влияют преимущественно биологические факторы. Но после трех-четырех месяцев, а иногда и уже в шесть недель (или через шесть недель после предполагавшейся даты родов, если ребенок родился преждевременно) на продолжительность сна и, следовательно, на поведение ребенка может начинать влиять распорядок, установленный родителями. Позднее мы подробнее обсудим, как они могут «запрограммировать» более доброжелательное и спокойное поведение своего ребенка, если будут внимательнее следить за его изменяющимися нуждами и помогать ему поддерживать здоровый режим. Ваша цель должна состоять в том, чтобы признать и уважать потребность своего растущего ребенка в сне и исключить действия, которые мешают этому естественному процессу.

Новорожденный: первая неделя жизни

Считается, что этот спокойный и тихий период первых дней жизни ребенка каким‑то образом синхронизирован со временем, которое требуется для начала полноценной выработки молока у матери. Дети много спят, от 15 до 18 часов в сутки, но, как правило, короткими промежутками от двух до четырех часов. Эти периоды сна не подчиняются смене дня и ночи, поэтому используйте для отдыха любой подходящий момент.

Вопрос:Я слышала, что ребенка нужно укладывать, когда он уже сонный, но еще не заснул. Но всякий раз, когда я его кормлю, он очень быстро засыпает. Значит ли это, что я должна будить его, прежде чем укладывать спать?

Ответ: Новорожденные, как правило, всегда засыпают во время кормления, и будить их нет смысла. Это противоречит матери-­природе! Дети постарше часто почти спят, когда заканчивают сосать. Если у них отобрать грудь или бутылочку, они сразу же начинают сонно озираться, просто чтобы убедиться, что все в порядке, а затем глубоко и уютно засыпают рядом с вами в постели или в своей кроватке.

Так почему же вам говорят, что не следует позволять ребенку засыпать, пока вы его успокаиваете или кормите? Существует теория, согласно которой младенец учится успокаиваться самостоятельно, и он этому не научится, если вы не будете делать, как сказано. Давайте рассмотрим два сценария.

Сценарий № 1: Вы не должны давать ребенку бодрствовать более часа или двух и следить за признаками сонливости. Когда он начинает клевать носом, вы принимаетесь его успокаивать и / или кормить, и ребенок становится все более сонным и переходит в зону сна, но еще не полностью спит, когда вы заканчиваете его успокаивать и / или кормить. После этого ребенок может продолжать успокаиваться самостоятельно, достигая состояния глубокого сна без вашего участия. Этот процесс протекает легко, потому что малыш не переутомлен, и 80% детей (с нормальным уровнем беспокойства и плача) вполне с этим справляются.

Сценарий № 2: Вы позволяете ему бодрствовать слишком долго, и он переутомляется. Ребенок уже миновал зону сонливости и перешел в зону усталости. Теперь, когда вы начинаете его успокаивать и / или кормить, то обнаруживаете, что у вас не получается просто положить ребенка в кроватку, чтобы он спал, если только малыш не успевает глубоко заснуть к концу процесса успокаивания и / или кормления. Ему трудно успокоиться и заснуть самостоятельно, так как он переутомлен, а 20% детей (с повышенным уровнем нервозности / коликами) в первые месяцы жизни в любом случае обычно ведут себя именно так. Проблема не в том, что у вас не получается уложить ребенка, когда он уже сонный, но еще не совсем заснул, а в том, что вы позволили ему переутомиться, или в том, что малышу не повезло и у него повышенный уровень нервозности.

Рекомендуем почитать:  Какие бывают хорошие и плохие ассоциации на засыпание?

Отсюда следует, что, если родителям удается «укладывать ребенка спать сонным, но еще бодрствующим», значит, у него меньше проблем со сном, а если родители этого не делают (или не могут сделать), значит, у малыша существует больше проблем со сном. На самом деле, успех этой стратегии зависит от того, хорошо ли отдыхает ваш ребенок. Если вы по незнанию допустили, чтобы он переутомился, или ваш ребенок страдает коликами, эта стратегия не будет иметь успеха.

2 — 4-ая недели: усиление беспокойства

Исследования показали, что в первые несколько недель самый длительный сон у ребенка может продолжаться не более трех­-четырех часов и наступать в любое время дня и ночи. Обычно говорят, что новорожденный «путает день с ночью».

В эти недели со всеми детьми происходит перемена, к которой вы должны быть готовы. Иногда, когда ребенок вот-­вот заснет или вот­-вот проснется, он вдруг резко и сильно дергается всем телом. Когда дремлющий ребенок погружается в глубокий сон, его глаза закатываются. Эти явления совершенно нормальны для перехода от бодрствования ко сну и наоборот. Кроме того, все дети по мере развития их головного мозга постепенно становятся более активными, заинтересованными и возбужденными. Вы можете заметить, что ребенок находится в постоянном движении: он дрожит, сокращает и расслабляет мышцы, трясет конечностями, гримасничает, вертится и икает. Порой ваша милая крошка вдруг начинает нервничать, мучиться или перевозбуждаться по неизвестной причине.

Вопрос:Почему дети, которых кормят грудью, едят по ночам чаще, чем те, кого кормят смесями?

Ответ: Возможно, грудное молоко быстрее переваривается, поэтому ребенок, сосущий материнскую грудь, может проголодаться быстрее, чем при питании смесью. Возможно, мать, выбравшая естественный способ вскармливания, более чувствительна или настроена на своего ребенка и чаще реагирует на звуки, которые он издает просто во сне или сигнализируя о том, что проголодался. Возможно, у кормящей матери сильнее стремление дать ребенку всю возможную заботу и питание, и она использует грудь вместо пустышки, даже если он просто беспокоится, а вовсе не голоден. Также может быть, что кормящая мать чаще откликается на сигналы, подаваемые ребенком, из‑за неудобства, которое испытывает при переполнении груди. Или же она не уверена, получает ли ее ребенок достаточно молока, потому что, в отличие от кормления из бутылочки, при кормлении грудью нельзя определить, сколько ребенок съел.

5 — 6-ая недели: максимум плача и беспокойства

В возрасте примерно шести недель или, если ребенок родился преждевременно, через шесть недель после предполагаемой даты родов дети начинают осмысленно улыбаться.

Примерно в то же время, когда малыш начинает осознанно улыбаться, т. е. в возрасте около шести недель, ночной сон становится более организованным, и самый продолжительный период сна предсказуемо и регулярно приходится на вечерние часы. Теперь он составляет от четырех до шести часов. Поведение малыша становится все более разумным и устойчивым. Он проявляет все больше интереса к различным предметам — например, игрушкам и играм, и у него намного увеличивается спектр эмоциональных реакций.
Но вместе с тем для многих родителей этот период оказывается наиболее тяжелым, потому что именно в возрасте около шести недель у многих детей наступает пик беспокойства и активности.

Даже поведение ребенка с повышенным уровнем нервозности в шесть недель может стать еще хуже, чем было. Теперь у вас есть три сценария действий:

  1. «Пусть поплачет», игнорирование, исключение. Вот свидетельство матери: «Мы уже слышали когда‑то о том, что надо «дать ребенку поплакать», но это казалось мне слишком жестоким. Из прочитанной книги я сделала вывод, что, подходя к ребенку ночью всякий раз, когда он плакал, я стимулировала его и заставляла бодрствовать, а вовсе не успокаивала, как мне казалось. Все, что я читала о «ночном материнстве» и «родительстве, основанном на привязанности», не только не помогало, но, наоборот, наносило вред. Мы решили попробовать метод «исключения» доктора Вайсблута. В первый вечер я положила Ареса, как обычно, в восемь часов, но когда в десять он начал плакать, не подошла к нему. Это было одно из самых трудных решений, которое мне когда‑либо приходилось принимать. Он плакал на протяжении 45 минут. Я думала, что умру. Но, перестав плакать, он проспал всю ночь. Я была уверена, что мой ребенок умер. Но на следующее утро он проснулся счастливым и отдохнувшим, а потом, часа через два, снова заснул прямо у себя на коврике для игр. С этого момента мы поверили в то, что доктор Вайс­блут знает, о чем говорит. Вечером мы проводили целый ритуал — купали его, читали ему, кормили в шесть часов вечера, а затем укладывали в кроватку сонным, но еще бодрствующим. Днем он спал два раза, после слегка сокращенного ритуала укладывания, и спал два часа утром и час после обеда. Почему‑-то перед тем, как заснуть днем, Арес совершенно не плакал, а просто тихо засыпал. Однако по вечерам продолжал плакать по 45 минут после того, как я его укладывала, еще несколько недель. Это было очень тяжело, даже болезненно. Но после того как он засыпал, ребенок спал по 12 часов, что было для меня совершенно поразительно, и он был настолько веселее днем, что мы не отступались от избранного метода. Постепенно Арес научился засыпать вообще без слез и продолжал каждую ночь спать как минимум по 12 часов”.
  2. Контролируемый плач, частичное игнорирование, постепенное исключение. Один из методов этого сценария — оставить ребенка примерно на пять минут, потом вернуться и снова успокоить его до сонного состояния или снова уложить после успокаивания. Если он опять начинает громко плакать, оставьте его на десять минут, а затем повторите процесс утешения. Если плач возобновляется, оставьте ребенка на 15 минут, прежде чем снова повторить процесс утешения. Эта последовательность повторяется с прибавлением ко времени игнорирования по пять минут каждый раз, пока ребенок во время одного из приступов плача не заснет или пока он не будет лежать тихо после процесса успокаивания. Другой метод тоже включает в себя постепенное увеличение времени игнорирования, но в этом случае его увеличивают примерно на пять минут каждые два дня. Исследования показывают, что этот метод хорошо срабатывает за четыре — девять ночей.
  3. Проверка и утешение. Реагировать на сигналы, подаваемые ребенком ночью, родителям наименее сложно. Если ребенок плачет, вы тихо заходите к нему, чтобы проверить, все ли в порядке, и нежно успокаиваете в темноте, стараясь не брать его на руки. Вместо этого вы можете погладить ребенка по животику, легонько потрепать по головке или тихонько покачать кроватку. Вы используете минимум покачиваний, колыбельных и, если это необходимо, питания, чтобы вернуть ребенка к спокойному и сонному состоянию. Этот метод нравится тем, кто привержен принципам «родительства, основанного на привязанности», поскольку считается, что он дает ребенку ощущение эмоциональной уверенности в том, что его плач не останется без ответа, поэтому малыш учится доверять своей матери и не чувствует себя брошенным. Однако нет никаких доказательств того, что ребенку как‑то вредит, если ему позволяют плакать.
Рекомендуем почитать:  Стихи для игрового массажа

7 — 8-ая недели: развитие более продолжительных периодов сна

Существенные биологические перемены, начинающиеся у ребенка в этом возрасте, свидетельствуют о тенденции к более раннему засыпанию и к удлинению периодов непрерывного ночного сна.

Вопрос:Через сколько я должна укладывать ребенка спать?

Ответ: Не позже, чем после двух часов бодрствования.

Приблизительно два часа бодрствования — это максимальное время, которое могут выдержать большинство детей и не переутомиться. Иногда ребенку требуется всего около часа бодрствования. Такие короткие периоды, как правило, возникают рано утром. Старайтесь начинать укладывать ребенка еще до того, как он переутомится, — до того, как у него начнет портиться настроение, до того, как он будет раздражаться, тянуть себя за волосы, бить по ушам или тереть глаза. Такой тип поведения обычно развивается в пределах двух часов бодрствования, если не уложить малыша при первых признаках усталости. Следите за этими признаками. Правило двух часов не означает, что ребенок должен два часа бодрствовать, а затем два часа спать. Два часа — это интервал, в течение которого вы должны уложить ребенка спать.

3 — 4-й месяцы: окончание периода повешенной нервозности и колик

В чем заключается лучшая стратегия сна для вашего малыша в таком возрасте? Как и младенца с «легким» темпераментом, которому от шести до восьми недель, ребенка в возрасте трех-­четырех месяцев необходимо укладывать для дневного сна в тихом месте после периода бодрствования не более двух часов.

Вопрос:Когда я укладываю ребенка спать не более чем через два часа бодрствования, то сколько он должен спать?

Ответ: На этом этапе дневной сон может быть как коротким, так и продолжительным, здесь нет закономерностей. Такое разнообразие объясняется тем, что та часть мозга, что ответственна за регулярный дневной сон, еще не полностью развита. Следите за признаками усталости, которые помогут вам решить, достаточно ли долго спал ваш ребенок в этом конкретном случае.

Всегда подходя к ребенку, когда ему нужно спать, вы тем самым крадете у него время сна. Ваше пожелание позволять ему плакать, возможно, отражает происходящую внутри вас борьбу между здравой идеей о том, что иногда его необходимо оставлять одного.

Вопрос:Когда я должна начинать устанавливать регулярный режим дневного сна для ребенка? Когда следует начинать проявлять постоянство в методах успокаивания перед дневным сном?

Ответ: Регулярный дневной сон развивается в возрасте 12–16 недель. Вначале возникает регулярный сон в утренние часы, а затем, через несколько недель — во второй половине дня. Когда именно следует начинать приучать малыша к дневному сну, зависит от вашего опыта и темперамента ребенка.

Типичные ошибки, связанные с дневным сном

  • Слишком длительный интервал бодрствования.
  • Использование качелей, поездки в автомобиле или коляске во время сна.
  • Непостоянство методов, применяемых при успокаивании и укладывании ребенка.

Как успокоить ребенка и научить его спать (от рождения до 4-х месяцев):

  • Поощряйте сосание: не переживайте, если ребенок заснет, пока будет сосать.
  • Ритмичные укачивающие движения.
  • Пеленание.
  • Массаж.

Задумывайтесь о том, как вы будете успокаивать ребенка, но помните, что более важно — когда вы станете это делать:

  1. Дети очень быстро устают уже после одного или двух часов бодрствования. В течение дня вы должны отмечать время пробуждения ребенка, а затем помогать ему заснуть, начав успокаивать в течение следующих одного-­двух часов, прежде чем он переутомится. Старайтесь, чтобы периоды бодрствования были поко­роче.
  2. У детей в возрасте до шести недель ночной сон наступает в позднее время, и они не спят подолгу ни днем ни ночью. Днем старайтесь укладывать ребенка спать до того, как он переутомится. Всегда реагируйте на его запросы. Избегайте состояния переутомления.
  3. 80% детей после шести недель по ночам становятся спокойнее, спят немного больше и вечером начинают раньше проявлять признаки сонливости. Такому ребенку не стоит давать плакать.
  4. 20% детей и после шести недель не становятся спокойнее по ночам, не начинают дольше спать и не проявляют признаков сонливости в более раннее время вечером. Тем не менее старайтесь укладывать ребенка пораньше, даже если он не выглядит сонным. Тратьте на его успокаивание больше времени: дольше качайте, устраивайте ему роскошные долгие купания и бесконечные поездки на автомобиле. Отцы должны больше помогать матерям в уходе за такими детьми. Не позволяйте ребенку плакать.
  5. При укладывании днем постоянно применяйте один и тот же подход.
  6. Через несколько недель после рождения укладывайте ребенка спать в тихом и темном помещении.
  7. В шесть недель начинайте следить, нуждается ли ваш ребенок в более раннем укладывании, если у него нормальный уровень нервозности. У детей с повышенным уровнем нервозности такая потребность может появиться немного позже.
    В четыре месяца периоды бодрствования у ребенка становятся длиннее, но вы должны синхронизировать начало процесса успокаивания с началом проявлений у него признаков сонливости. У детей с нормальным уровнем нервозности они могут возникать предсказуемо, или «по часам». У детей с повышенным уровнем нервозности предсказуемость и регулярность режима сна появляются гораздо позже.
  8. После четырех месяцев по отношению к ребенку, который ранее страдал коликами, может потребоваться применить методы «пусть поплачет», контролируемого плача или проверки и утешения. В редких случаях это может быть необходимо в более раннем возрасте.

5 — 6-й месяцы: развитие послеполуденного сна

После четырех месяцев сон ребенка становится больше похожим на сон взрослого. Однако, он все еще нуждается в дневном сне. Около девяти утра лягте вместе с ребенком или уложите его спать одного. Если малыш проспит примерно около часа, повторите все то же самое перед следующим сном, около 13:00.

Вопрос:Что делать, если ребенок днем проспал мало? Когда я укладываю моего малыша, он плачет долго, но меньше часа, а затем засыпает, но спит не очень долго. После этого я опять должна оставлять его плакать? Иногда, после того как я укладываю его днем, он не плачет, но все равно спит недолго. Нужно ли оставлять его плакать после короткого дневного сна, чтобы он проспал подольше?

Ответ: Если сон продолжается намного меньше 30 минут, вы можете попробовать оставить ребенка одного еще на 30–60 минут, даже если он плачет, чтобы у него была возможность снова заснуть без вашей помощи. Если дневной сон продолжается значительно больше 30 минут, то менее вероятно, что ребенок снова заснет без вашей помощи, поэтому вы можете оставить его на дополнительные 30 минут или же сразу подойти к нему и больше не давать ему плакать. В целом, чем короче дневной сон и чем меньше его восстанавливающее воздействие, тем дольше ребенок должен пробыть один.

Наиболее типичная проблема со вторым дневным сном — слишком длинный интервал бодрствования после первого сна. Из­за этого ребенок переутомляется и с трудом может заснуть или проспать долго. Если плач и успокаивание, связанные с ранним послеобеденным сном, заняли у вас много времени и на часах уже гораздо больше 14:00 или 15:00, забудьте об этом периоде и попробуйте уложить ребенка в конце дня или ранним вечером. Если это произойдет около 16:00, ограничьте продолжительность этого сна примерно полутора часами, чтобы обеспечить разумно раннее время вечернего укладывания. Если это будет позже, скажем, около 17:00, дайте ребенку спать, сколько он хочет, потому что этот «дневной» сон может просто перейти в ночной, а сохранять раннее время утреннего пробуждения очень важно.

Рекомендуем почитать:  Дневной сон

Третий сон необязателен. Если он возникает, то время его начала может варьировать от 15:00 до 17:00. Разной может быть и продолжительность этого сна, но, как правило, он очень короткий.

Синди Кроуфорд о книге Марка Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок»: «Я проглотила книгу буквально в считаные часы, незамедлительно начала применять идеи автора на практике и получила почти мгновенный результат. Мне симпатична философия доктора Вайсблута, который утверждает, что важнее всего в жизни — хороший отдых семьи. И, к счастью, благодаря этой книге большинство дней (и ночей) нам это удается!»

Как пользоваться этой книгой?

Если вы еще только ждете ребенка, для обоих родителей, а не только для будущей матери очень важно прочитать введение и главы 1, 2, 4 и 5. Постарайтесь ознакомиться с ними еще до рождения ребенка, потому что, какими бы уставшими вы ни чувствовали себя сейчас, потом вы будете уставать еще больше, и читать что-либо вам будет, мягко говоря, тяжело. Из этих глав вы поймете, почему так ценен здоровый сон, как удовлетворить потребность ребенка в сне, как справиться с его беспокойством и плачем по вечерам и как предотвратить нарушения сна.

Если ребенок уже родился, скорее всего, вы вымотаны, растеряны или и то и другое. Вскоре после родов из-за нехватки сна вы сами можете чувствовать себя, как младенец, неспособной сконцентрироваться и разработать план действий. А если вы кормите грудью, то, вероятно, измучены и физически. Мужьям, которым, несомненно, приходится легче, просто необходимо прочесть разделы этой книги и стать тренерами для своих жен. В первую очередь, даже если ваш ребенок не слишком перевозбуждается и не плачет по вечерам, пожалуйста, прочтите главу 4, потому что время от времени приступы беспокойства возникают у всех детей. После этого переходите к нарушениям сна, описанным в главе 3; вначале прочитайте о проблеме, а потом обратитесь к «Плану действий для измученных родителей». Наконец, прочитайте «План действий для измученных родителей», который идет перед каждой главой, соответствующей возрасту вашего ребенка, и после нее, потому что хронологический возраст может служить лишь примерным ориентиром при нарушениях сна и борьбе с ними. Если ребенок храпит, или дышит во сне ртом, или у него слишком сухая и раздраженная кожа, прочтите соответствующие разделы в главах 10 или 11.

Описание и подготовка к работе по методу исключения плача

Этап подготовки. Для начала работы по методу Вайсблута важно, чтобы у малыша уже был сформирован режим. В методике говорится о раннем режиме, где укладывание происходит в интервале с 18 до 20 вечера, когда концентрация мелатонина наиболее высока.

Для старта работы по методике, важно исключить 1) недомогание/проблемы со здоровьем малыша 2) недосып.

Поэтому, перед началом обучения по этому способу родители должны взять подтверждение у педиатра, что малыш здоров и никакие медицинские проблемы не влияют на его сон. А также «отоспать» малыша и уметь отслеживать признаки усталости малыша, чтобы придерживаться оптимального по его возрасту времени бодрствования. Автор рекомендует укладывать ребенка на сон не дожидаясь окончания ВБ (например, при норме ВБ в 1,5 часа, начинать укладывание малыша на сон через 1 час)

Описание методики. После того, как родители проведут ритуал, малыша следует положить в кроватку, пожелать ему спокойной ночи и выйти из комнаты. В соответствии с рекомендациями Вайсблута, реагировать на плач ребенка родителям не следует никаким образом. Поплакав несколько ночей подряд, ребенок привыкнет и перестает часто просыпаться.

Схема применения методики:

  1. Малыша нужно уложить в кроватку по первым признакам усталости
  2. Дать ребенку возможность успокоиться в кроватке самостоятельно. Никогда не нужно кормить его или укачивать до засыпания.
  3. Выйти из комнаты и не заходить, даже если ребенок будет плакать. Дождаться пока он уснет сам.
  4. На следующий день не менять режим дня и продолжительность дневных снов, чтобы ребенок не отсыпался днем. Оставлять его одного минимум на час на время дневного сна.
  5. Последовательно действовать каждую ночь.

Условия применения методики:

  • Малыш должен быть старше 3х месяцев
  • Малыш должен быть здоровым
  • Родители уже пробовали обучать ребенка самостоятельному засыпанию и пришли к выводу, что «ничего не помогает».

Плюсы и минусы методики

Плюсы:

  • Высокая эффективность
  • Быстрый результат, а также более продолжительный сон  можно наблюдать уже на 3-4 день работы
  • Родители внимательны к признакам усталости малыша, что в результате способствует улучшению его сна

Минусы:

  • Ребенок много плачет
  • Стресс у родителей
  • Этот способ обучения засыпанию не подходит для работы с чувствительными, легковозбудимыми детьми, не склонных к самоуспокоению
  • Малыш может быстро накопить усталость
  • Нарушение базовой привязанности

Исследования и результаты

В исследованиях (более 50 исследований), где применялись поведенческие методы для лечения первичной детской инсомнии одним из первых был метод, описанный в 1959 году. Это методика Марка Вайсблута здоровый сон,  методика, которую в англоязычных научных источниках называют «cry it out», в русском языке его название звучит «дать проораться».

Эффективность методики «cry it out» исследовалась в 19 научных работах, в общей сложности на 552 детях. В 17 работах продемонстрирована высокая эффективность этого способа в разрешении сложностей с засыпанием на ночь, а также с ночными пробуждениями, сон также стал продолжительнее.

Один из наиболее значимых недостатков этого метода – вызываемый у родителей стресс в ответ на плач ребенка. Большинству родителей тяжело игнорировать длительный плач малыша и, не выдерживая, они нарушают методику обучения. Часть авторов предложила использовать более мягкую вариацию этой методики, где родители остаются в комнате – и такой способ оказался более подходящим.

Более «мягкий» вариант «cry it out», с присутствием родителя в комнате имел большую популярность в Великобритании, а в США появился уже после 2006 года. Результаты четырёх исследований на 290 детях показали эффективность этого подхода в  обучении засыпанию.

Рассматривались и возможные негативные последствия этого способа. Нарушения поведения ребенка   днем не были выявлены ни в одном исследовании как результат методик. Наоборот, дети, которым проводились методики, были более спокойными и предсказуемыми, менее раздражительными, меньше капризничали и плакали. Матери указали, что методики не оказывают влияния на грудное вскармливание. Также отметилось, что проведенные методики быстро и выраженно улучшают эмоциональное, психологическое состояние родителей, уменьшают симптомы депрессии, улучшают супружеские отношения и уменьшают уровень стресса родителей.

Исследования привязанности

Время перед сном – трудный момент для многих малышей.  Вечером, находясь в темной комнате, в отдельной кроватке или в отдельной комнате малыш чувствует отделение от близкого человека, с которым у него сформирована привязанность.

Была выдвинута гипотеза, что у детей с ненадежной или амбивалентной привязанностью значительно чаще развиваются проблемы со сном. Но эта гипотеза не получила полного подтверждения. Так, в одном исследовании показано, что проблемы со сном одинаково часто встречаются у детей с надежной (55%) и амбивалентной (60%) привязанностью. Кроме того, часть работ показывает, что дети с ненадежно-амбивалентной привязанностью чаще страдают проблемами и трудностями со сном. Можно отметить, что данные проблемы возникают и у многих детей с надежной привязанностью.

Таким образом, те или иные нарушения сна в большей степени определяет использование физических способов успокоения малыша, а также представления родителей.

Дети, которые больше зависят от мамы, больше нуждаются в ней и которым чаще требуется физический контакт, чтобы успокоиться, чаще просыпаются ночью

[spoiler title=»Источники»]

  • https://www.litres.ru/mark-vaysblut/zdorovyy-son-schastlivyy-rebenok-8502179/chitat-onlayn/
  • https://avidreaders.ru/book/zdorovyy-son-schastlivyy-rebenok.html
  • https://MyBook.ru/author/mark-vajsblut/zdorovyj-son-schastlivyj-rebenok/read/?page=5
  • https://www.woman.ru/kids/newborns/article/138665/
  • https://fictionbook.ru/author/mark_vayisblut/zdorovyiyi_son_schastlivyiyi_rebenok/read_online.html
  • https://spimalysh.ru/vse-o-sne/nauka-sna/metod-vaysbluta
  • https://libcat.ru/knigi/spravochnaya-literatura/prochaya-spravochnaya-literatura/upbringing-book/128507-mark-vajsblut-zdorovyj-son-schastlivyj-rebenok.html

[/spoiler]

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.